Согласно проведённого специалистами НИУ ВШЭ исследования 51 процент российских студентов совмещают учёбу с работой.
При этом отмечено, основная масса учащихся работает не по специальности, а только ради получения дополнительных средств для жизни. Сотрудники Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)справедливо считают, что подобные подработки отвлекают студентов от основного занятия.
Для решения этой проблемы у экспертов есть два пути:
1. Повышение уровня стипендий.
2. Сотрудничество между ВУЗами и работодателями по устройству учащихся в рамках изучаемой профессии.
В среднем студенты работают 27 часов в неделю, что составляет 70 процентов от установленного законодательством рабочего времени. 54 процента всех учащихся трудоустраиваются лишь для получения дополнительных денег, и только 28 процентов хотят получить практический опыт, который им пригодится после окончания ВУЗа.
Опросы работодателей показали следующие приоритеты в отношении соискателей работы:
· наличие опыта в работе по специальности по пятибалльной шкале оценивается примерно в 4,2 балла;
· диплом о высшем образовании оценивается в 3,3 балла;
· любой опыт работы – 3,1 балла;
· диплом от престижного университета – 2,4 балла;
· диплом с отличием или как чаще говорят «красны» диплом – 2 балла.
Исследования проведены с помощью опроса среди 3300 студентов и порядка 1 тысячи работодателей из 50 регионов страны. Эксперты полагают необходимым для лучшей адаптации будущих работников развитие всех форм взаимодействия между учебными заведениями и работодателями с целью приобретения практического опыта. А производственная практика должны быть ориентирована на результат.
Большой ошибкой работодателей является тот факт, что при трудоустройстве студентов им в большей степени предлагаются вспомогательные должности, а не по специальности.
Сами студенты считают, что работа не мешает им хорошо осваивать знания, однако мнение преподавателей обратно – они исходят из уровня успеваемости.
В частности, ректор Московского городского педагогического университета приветствует дополнительную работу учащихся по направлению магистратуры, так как она повышает практические навыки будущих выпускников. А бакалаврам лучше посвятить время только учёбе.
Председатель Российского профсоюза студентов отметил, что молодые люди вынуждены подрабатывать исключительно ради денег, которым они необходимы для сносного существования. Поэтому он предложил повысить размер стипендий до минимального прожиточного уровня, который сейчас составляет порядка десяти тысяч рублей в зависимости от особенностей регионов.