Эксперты образования считают, что у выпускников ВУЗов возникают большие сложности при устройстве в первый раз на работу. Это относится к 80 процентам молодых специалистов.
К сожалению, цели студентов и ожидания работодателей нередко кардинально расходятся. Например, у многих абитуриентов до сих пор наиболее популярными профессиями являются:
· экономисты;
· менеджеры и управленцы;
· журналисты;
· представители социальной сферы;
· строители.
А работодатели хотят, чтобы к ним больше приходили выпускники, имеющие другие специальности:
· квалифицированные работники IT-сферы;
· энергетики;
· инженеры-механики;
· разработчики робототехники;
· специалисты по металлообработке.
Сегодняшние выпускники ВУЗов имеют недостаточные практические навыки по специальности, поэтому большинству молодым людям трудно найти работу в соответствие с полученным дипломом.
Современный работодатель, тем не менее, предъявляет к подготовке молодых специалистов довольно высокие требования. Сейчас приветствуются работники, обладающими следующими качествами:
· высокие коммуникативные навыки, которые требуются для работы в команде, лидерство, креативное мышление;
· умение быстро получать новые знания и практические навыки;
· наличие предпринимательской инициативы.
Однако, несмотря, на трудности, многие современные студенты перестаиваются под запросы работодателей, так как от этого зависит их успешное служебное продвижение. Поэтому учащиеся в настоящее время ставят перед собой цели, обеспечивающие карьерный и личностный рост. Уровень заработной платы уже отходит на второе место.
По статистике специалистов НИУ ВШЭ у студентов появился тренд на приобретение практического опыта, который можно приобрести не столько на высокооплачиваемой должности, а путём работы по специальности. При этом многие студенты выпускных курсов готовы трудиться даже бесплатно, чтобы в дальнейшем у них были преференции при устройстве на работу. Сейчас примерно 86 процентов выпускников ВУЗов ценят в первую очередь интересную работу, а деньги уходят на второй план.
Исходя из задач развития экономики, ВУЗам нужно более активно взаимодействовать с будущими работодателями своих выпускников, организовывать производственное обучение и практики на конкретных производствах. Не лишним будет и приглашение к преподавательской работе сотрудников промышленных предприятий, что повысит взаимодействие образования и экономики.