В конце прошлой недели руководитель Федеральной службы в сфере образования и науки РФ встретился с членами комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, где подробно рассмотрел вопросы проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) с выпускниками, имеющими проблемы со зрением.
Он заявил, что совершенствование процедуры итоговой аттестации лиц с ограничениями по состоянию здоровья будет продолжаться. Все поступающие вопросы и обращения по данному направлению специалистами Рособрнадзора постоянно рассматриваются и учитываются в работе. В этом направлении не существует мелочей – учитываются даже все комментарии. Важнейшей задачей для успешного усвоения знаний к учащимся должен превалировать индивидуальный подход.
Заместитель председателя профильного комитета Государственной Думы РФ, который сам имеет проблемы со зрением, отметил важность всех предложений Рособрнадзора к вопросу образования слабовидящих школьников. Они в отличие от своих полностью незрячих сверстников учатся в обычных школах в формате инклюзивного образования. При этом важно понимать и осуществлять на практике равные возможности для всех детей, которые должны получать качественные знания, их объективную и правильную оценку в ходе государственной итоговой аттестации.
Глава Рособрнадзора сказал, что школьники, имеющие проблемы со здоровьем и инвалиды имеют право самостоятельного выбора формы итоговых экзаменов – ЕГЭ или ГВЭ. Такая же практика есть и в написании итогового сочинения, где ребята могут выбрать более простой вид – изложение.
Специалисты службы провели анализ результатов ЕГЭ лиц с ограничениями по здоровью, он показал, что средние баллы таких ребят несколько выше, чем у обычных сверстников. Экзамены по иностранному языку доказали этот факт – средний результат более 70 баллов. В последнее время аналогичные достижения зафиксированы на экзаменах по другим предметам – биологии, химии, истории, информатике, обществознанию, географии и литературе. Это объясняется более высокой мотивацией детей, имеющих проблемы со здоровьем к усвоению школьной программы.
Таких результатов удалось добиться с помощью оптимальных условий при проведении итоговых испытаний и эффективной подготовкой к ним. ЕГЭ для участников с ограничениями по здоровью предусматривает следующие процедуры:
· увеличение экзаменов на полтора часа;
· обеспечение питанием;
· перерывы;
· присутствие квалифицированных ассистентов, которые смогут вовремя оказать помощь.
Руководитель Рособрнадзора отметил необходимость создания в регионах, так называемых опорных пунктов, где будут проводиться экзамены для ребят с проблемами зрения. Они будут обеспечивать более комфортные условия:
· создание контрольно-измерительных материалов в электронном виде;
· печать документов с увеличением масштаба;
· использование шрифта Брайля при изготовлении экзаменационных заданий для незрячих детей.