Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) предложил заменить преподавателей ВУЗов, не имеющих научных работ, качественными онлайн-курсами.
Руководитель известного университета сказал о проблемах в подготовке части преподавателей ВУЗов, которые не имеют научных достижений и соответственно научных работ. Они не могут обеспечить приемлемое качество подготовки специалистов, поэтому их лекции должны в обязательном порядке заменяться дистанционными курсами, разработанными самыми лучшими специалистами в ведущих университетах страны.
Дело в том, что не все ВУЗы способны обеспечить качество образования сразу по всем направлениям – в чём-то они сильны, имеют хорошую репутацию, а в преподавании отдельных специальностей у них существуют проблемы. Это естественный процесс, который сейчас есть во всей системе высшего образования.
Министерство образования и науки РФ, по мнению ректора НИУ ВШЭ, должно определить порядок взаимодействия между двумя типами учебных заведений:
1. ВУЗами, которые, по сути, являются донорами – они разрабатывают курсы.
2. ВУЗами, использующими представленный контент в обучении свои студентов.
Наибольший эффект от дистанционного обучения будет, когда курсы изучат не только отдельные студенты, но и большинство учащихся. Усвоение знаний в режиме онлайн способствует развитию качества образования. Подобные курсы имеют ряд преимуществ для учебных заведений:
· например, ВУЗ может сэкономить свои средства, если нет преподавателя соответствующего уровня;
· высвобожденные средства можно направить на свои нужды: оплату труда педагогам, повышение уровня стипендий учащимся и на развитие исследовательской деятельности;
· повышается конкуренция среди преподавателей, так как происходит отбор самых успешных из них.
В настоящее время дистанционные курсы довольно популярны у российских студентов. Однако для их большего распространения потребуются соглашения между ВУЗами, которые бы координировались из единого центра – министерства образования. Государственные органы образования должны более активно влиять на этот процесс и включать в образовательные программы лекции ведущих российских учёных. Эти занятия намного влияют на уровень подготовки учащихся, чем лекции, прочитанные местными доцентами, не имеющими достижений в научной деятельности.
Более того, онлайн-курсы принесут пользу и заочникам, качество обучения которых вызывает в последнее время много претензий.