Ассоциация ведущих российских университетов и ассоциация «Глобальные университеты» внесли предложение в министерство образования и науки РФ об изменении системы государственной аккредитации высшего образования.
Более того ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и его коллега из Санкт-Петербургского государственного университета предложили апробацию новой модели, которая будет более эффективно оценивать ВУЗы. Они считают, что существующая система тормозит развитие высшей школы.
Суть претензий сводится к следующему:
· при проведении аккредитации государство проверяет лишь технические аспекты, применяемые в реализации образовательных программ;
· идёт проверка кадрового обеспечения, финансов и материально-технической базы и соответствие норм законодательных актов в сфере образования;
· качество содержания образовательного процесса, качество подготовки специалистов не оценивается, как положено.
В результате получается перекос в системе оценки высшего образования – существующая система государственной аккредитации чаще фиксирует формальные недостатки учебных заведений. Поэтому она сдерживает инновационные процессы, в частности ограничивает использование онлайн-курсов, сетевых образовательных программ и проектную сферу деятельности.
Например, ректор НИУ ВШЭ отметил, что подготовка к аккредитации одной лишь программы по направлению бакалавриата требует составление 212 различных документов объёмом почти в три тысячи листов.
Новая модель системы аккредитации разработана с учётом международного опыта и состоит в следующем:
· значительное сокращение бумажной части подготовительной работы;
· упразднение проверок ВУЗов экспертами Рособрнадзора, вместо которых будут проверять представители профессиональных ассоциаций, учебно-методических объединений и профильных советов, аккредитованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ;
· введение в практику оценочной деятельности представителей работодателей.
Помимо этого, требуется отказаться от бинарной оценки качества образования и перейти к более совершенным методам. Такая модель может лучше учесть выполнение задач учебных заведений в области образования и науки.
Предполагается учитывать в оценке ВУЗов такие показатели, как:
· качество приёма;
· уровень цитируемости научных публикаций;
· качество профессиональной подготовки педагогических кадров;
· уровень средней заработной платы выпускников.
Обе ассоциации отечественных университетов предложили провести эксперимент по апробации предложенной модели в отдельных российских ВУЗах. Помощник Президента РФ по вопросам образования поддержал идею ассоциаций и отметил необходимость участия в разработке новой системы государственной аккредитации российских университетов.