Российские школы постепенно переходят на цифровой формат обучения детей – в столице реализуется проект «Московская электронная школа». Однако специалисты образования полагают, что не исследованы возможные последствия от перехода образовательной системы в электронный вид.
Эксперты обоснованно считают, что только на переподготовку педагогических кадров потребуется не менее трёх лет.
В Российской Федерации пока ещё не проведены масштабные исследования о влиянии электронной среды в школах на здоровье детей. В России за последние годы вдвое выросло количество число выпускников, имеющих лёгкую степень близорукости. При этом в 13 раз увеличилось количество ребят, которые страдают этим заболеванием в более серьёзной форме.
Более того в ходе международной конференции порядка 130 учёных из многих стран привали власти и общественность снизить использование беспроводных сетей интернета, излучение которых негативно влияет на здоровье школьников.
По мнению сотрудников министерства здравоохранения РФ применение электронных средств обучения существенно увеличивает нагрузку и не безопасно для молодого организма и психики детей. А государство, к сожалению, не проводит серьёзных исследований в этой области.
Для пользователей цифровых технологий время непрерывной работы не должно быть большим. Например, для первоклассников оно составляет не больше 15 минут. Для более старшего возраста время может увеличиваться. Но между такими занятиями следует делать перерывы или менять вид занятий.
Сейчас речь идёт о культуре пользования электронными средствами не только в школе, но и дома. Педагоги и родители обязаны прививать правила гигиены, определять время работы за компьютером. Особенно опасны для зрения смартфоны, которые являются более агрессивными для восприятия глаз.
Специалисты считают необходимым по всем электронным носителям и учебникам проведение исследований и определение степени их безопасности для детей. Педагогическое сообщество пока не может дать ответ на самый важный вопрос: какова эффективность электронного обучения школьников?
А сотрудники Института образования, который входит в структуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» полагает, что цифровизация поможет решить три проблемы современного школьного образования:
1. Существенно уменьшить количество неуспевающих школьников, так как цифровые решения можно адаптировать под их особенности восприятия знаний. Сейчас таких ребят набирается к девятому классу порядка 28 процентов.
2. Примерно 12 процентам ребят скучно учиться – в своём большинстве это отличники, которые быстро усваивают информацию, решают задачи, а потом не знают, чем им заняться.
3. Большой объём бюрократической работы, которую выполняют педагоги, можно значительно сократить при эффективном использовании цифровых средств коммуникаций.
Отдельные эксперты считают, что повышение квалификации учителей в вопросе цифровизации не поможет, так как нужна масштабная и серьёзная работа по их переподготовке. Поэтому, прежде чем, переходить на электронное обучение нужно провести апробацию в отдельных школах и даже регионах, а затем внимательно изучить результаты.