Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) сообщил некоторые подробности готовящейся реформы государственной аккредитации ВУЗов.
В настоящее время приступила к работе рабочая группа, которая была организована решением Правительства РФ и занимается обсуждением довольно интересного варианта. Речь идёт о том, что все учреждения высшего образования планируется разделить на три основные группы по уровню аккредитации: базовый, продвинутый уровень и государственная аккредитация ведущего университета.
Базовый уровень предполагает реализацию основных образовательных программ посредством онлайн-курсов, которые постепенно заменять традиционные лекции, читаемые в аудитории преподавателем. Эти курсы учебные заведения будут брать из национальной платформы открытого образования. В результате за качество подготовки студентов станут отвечать профессора и преподаватели ведущих российских университетов.
Продвинутый уровень государственной аккредитации существенно отличается от базового, так как ВУЗ имеет возможность формировать собственные курсы и образовательные программы, реализуемые в профильных направлениях подготовки специалистов. Здесь также большое количество курсов можно выбрать в формате онлайн-обучения и будут доступными для учащихся.
Уровень ведущего университета будет присваиваться отечественным ВУЗам, которые высоким качеством образования, достижениями в научной сфере, покажут высокие результаты. Ведущие университеты самостоятельно разрабатывают образовательные программы, и обязуются разрабатывать собственные курсы, которые будут размещаться на различных платформах сетевого обучения.
Этот вариант обсуждается рабочей группой, куда вошли представители министерства науки и высшего образования РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ, национального совета профессиональных квалификаций, педагогического сообщества и профессиональных объединений работодателей. Ранее ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» предложил заменить классические лекции онлайн-курсами, мотивируя это низкой эффективностью лекций и недостаточным уровнем их посещения студентами.
Пресс-служба Рособрнадзора сообщила, что все предложения и инициативы станут предметом широкого профессионального и общественного обсуждения. Только после этого можно будет принимать решения, которые не должны негативно отражаться на сфере высшего образования.