Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) представил информацию о результатах сдачи ЕГЭ по математике выпускниками текущего года.
В этом году изменений в содержании и структуре экзаменационных заданий по предмету не было. Итоговые испытания проводились с учётом двухуровневой системы:
· базовый уровень;
· профильный уровень.
Базовый уровень по математике содержит более простые задания из курса средней школы. Его выбирают ребята, которым предмет не особенно нужен для дальнейшего обучения в ВУЗах. А абитуриенты, выбравшие для себя учебные заведения, где математика является одной из главных дисциплин – это технические и инженерные направления высшего образования.
При этом каждый участник государственной итоговой аттестации (ГИА) имеет право сдавать экзамены по обоим уровням. Если будет приличный результат по профильной математике, то есть возможность поступить в серьёзные технические ВУЗы, а если не получится, то выпускник сможет выбрать другое образовательное учреждение, например, гуманитарного профиля.
Сотрудники ФИПИ отметили, что за последнее время учителя стали лучше готовить ребят, которые имеют неплохие математические знания и умения решать задачи, которые можно использовать на практике.
Достижением 2018 года при сдаче ЕГЭ можно считать приемлемый уровень выполнения заданий по вычислению вероятности наступления событий. Это свидетельствует о повышенном влиянии педагогов по качеству преподавания и совершенствования методик вероятно-статистической линейки предмета.
Среди выявленных недостатков – недостаточно содержательная работа выпускников с формулами.
Эксперты института также отметили затруднения школьников в решении заданий, содержащих вопросы планиметрии и стереометрии – эти задачи успешно решают лишь хорошо подготовленные ребята, усердно изучавшие предмет. В связи с этим, специалисты полагают необходимым планомерно изучать геометрию на протяжении всего обучения в школе. Педагогам нужно развивать геометрическую интуицию у школьников.
Более того отмечены пробелы в знаниях, которые были зафиксированы по результатам итоговых испытаний:
1. Примерно половина участников ЕГЭ по математике не смогли, используя график найти точку экстремума в профильном экзамене, задании № 7. У некоторых ребят нет нужных знаний, сделать полную характеристику по графику функции её производной – базовый ЕГЭ, задание № 14.
2. Также затруднения вызвали умения проводить исследования функции с помощью производной. А графические представления тесно увязаны с вопросом поведения функции.
Вышеперечисленные вопросы, как правило, основываются на представлениях об изменении величин, скорости и касательной к гладкой линии. Поэтому учителям в ходе подготовки к занятиям вырабатывать у школьников умение понимать производную функции, особе внимание обращать на содержательную сторону обучения.
Главная причина снижения результатов по профильному уровню предмета – это задание № 17, включающее экономические вопросы. Ребят больше натаскивали на тренировку в решение типовых заданий прошлых лет, а не занимались с ними планомерным и содержательным повторением пройденного материала. Поэтому многие выпускники внимательно не прочитали условия задачи и допустили ряд серьёзных ошибок, используя старые типовые алгоритмы.
Также специалисты отметили, что большое количество учащихся не могут успешно решить задания профильного уровня, для них лучше выбирать более простой вариант – базовый уровень. Поэтому учителя должны помочь ребятам лучше определиться с выбором ЕГЭ по математике с учётом потребностей выпускников и их целей в получении высшего образования.