В ходе форума «Кадры для цифровой экономики» было заявлено о существенном повышении числа студентов, обучающихся по специальностям в IT-сфере.
Количество студентов, изучающих ключевые цифровые компетенции должно увеличиться в три раза и достигнуть уровня в 120 тысяч человек. Специальный представитель Президента РФ по развитию информационных технологий заявил о том, что старые аналоговые методы управления подготовкой кадров и преподавания устарели, а для внедрения новых технологий нужны в большом количестве квалифицированные специалисты. Сейчас дефицит таких специалистов составляет от двух до трёх миллионов человек.
Для выполнения этой глобальной задачи требуются технологические решения, объединяющие большое число учебных и научных центров. Современные специалисты должны научиться работать в интересах большого количества людей. Однако мгновенный переход страны на цифру пока невозможен, так как нет готовых комплексных решений, компаний, которые способны быстро решать задачи. На российском рынке пока ещё мало предложений по готовым технологическим продуктам, да и система управления также несовершенна.
Крупные компании в сфере цифровых технологий должны в течение быстрого времени готовить и подбирать команды профессионалов. Но здесь тормозят развитие отдельные нормативные и законодательные акты и профессиональные стандарты.
В настоящее время центром компетенций является проект, предполагающий развитие национальной технологической инициативы, который ориентирован на подготовку профессиональных работников. Эта сфера регулируется министерством просвещения РФ и министерством науки и высшего образования РФ, которые пока ещё довольно слабо распределяют ресурсы на модернизацию существующей системы образования.
Впереди общество ожидает новая образовательная инициатива по запуску доступной для населения онлайн-платформы, где будут обучаться взрослые люди основным цифровым компетенциям. Планируется выпуск цифровых сертификатов, с помощью которых всем гражданам гарантируется бесплатное обучение.
Необходимо формировать эффективную систему по отбору талантливых учеников школ и студентов, которые проявляют интерес к математике и программированию.
Также планируется масштабная переподготовка государственных служащих, которые будут готовы управлять на основе больших данных. На постоянной основе требуется проведение мониторинга для определения уровня компетенций людей, работающих в условиях цифровой экономики.
В настоящее время министерство просвещения более всего озабочено старыми проблемами: низкое материальное и техническое оснащение и неподготовленные кадры. Заместитель главы ведомства сообщила, что сейчас 92 процента школ имеют доступ к интернету – это 42 тысячи учебных заведений, но только в половине из них есть высокоскоростной интернет. При этом не все педагоги обладают способностью разговаривать с учениками на цифровом языке.