В текущем году, несмотря на заявления некоторых официальных лиц, у российских абитуриентов остаётся право подавать документы сразу в пять ВУЗов по трём специальностям.
Предложение об отмене этого права ранее было высказано министром просвещения РФ. Она объясняла своё мнение необходимостью активировать у молодёжи более ответственного отношения к выбору будущей специальности.
Однако в связи с реорганизацией Минобрнауки и разделения его на два отдельных ведомства прерогатива организации учебного процесса в учреждениях высшей школы сейчас принадлежит министерству науки и высшего образования РФ.
Глава нового министерства пока не будет менять существующий порядок, он лишь отметил, что данный вопрос очень чувствителен для российских граждан, включая и родителей выпускников школ.
Заявление министра просвещения об отмене права абитуриентов подавать заявления и документы сразу в пять ВУЗов вызвало большую дискуссию в обществе. Особенно чувствительно к этому отнеслись учащиеся выпускных классов, многие из которых сейчас выстраивают планы по выбору одного или нескольких ВУЗов для зачисления. И дело здесь не только в девальвации высшего образования, которое имеет место в современном обществе, а в возможности выбора будущей профессии. Более того учащихся уже приучили, что все изменения, касающиеся процесса проведения ЕГЭ или порядка зачисления в учреждения высшей школы вводятся не сразу, а спустя один или два года с обязательным анонсом.
Действующие правила, когда абитуриент может подавать документы в несколько учебных заведений выгодны выпускникам школ – их шансы на зачисление значительно повышаются. Например, человек выбрал инженерную специальность и хочет учиться в престижном российском университете, где конкурс существенно выше, чем в региональных ВУЗах. В этом случае он может сдать документы в другие образовательные организации по этой же специальности. При хороших знаниях и результатах ЕГЭ молодой человек гарантировано будет учиться.
У этой системы есть и существенный недостаток – в ВУЗы поступает часть выпускников, которая не мотивирована на определённую профессию. Их задачей является долгожданный диплом о высшем образовании, а учиться такие студенты, как показывает практика, хорошо не будут.