В Общероссийском народном фронте (ОНФ) прошло широкое обсуждение с экспертным сообществом новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В этом мероприятии участвовал и заместитель министра просвещения РФ.
Участники встречи детально рассмотрели стандарты общего и основного образования, которые разработали ведущие педагогические ВУЗы страны. Заместитель министра просвещения отметил большой интерес к этой теме в профессиональном сообществе. В ходе обсуждения ФГОС большое количество экспертов, специалистов образования, педагогов и представителей общественности высказали много предложений и критических замечаний. Сейчас начался процесс внимательного их изучения сотрудниками ведомства. После этого пройдут этапы экспертизы ФГОС региональными структурами образования и коллегами из Российской академии наук и Российской академии образования.
Окончание процесса обсуждения после учёта большинства мнений завершится в этом году.
Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) отметила, что новые стандарты, по сути, являются общественным и государственным договором. Они дают понимание учителю, каких целее необходимо достичь в обучении детей, а родители смогут понять более детально, какие знания на разных этапах учёбы должен получить ребёнок. В новых стандартах подробно прописаны, так называемые контрольные точки с результатами, которые должен достичь школьник на определённых этапах обучения. В результате в конце учебного года педагог сможет оценить достижения ученика или проблемы в усвоении знаний, которые необходимо устранить задолго до начала итоговых испытаний после девятого и одиннадцатого класса.
Представитель ОНФ обратила внимание на нахождение разумного баланса между контролем и свободой в обучении детей. Вариативность образовательных программ должна сохраниться, учитель должен понимать рамки обязательных знаний и навыков, а затем по возможности расширить познание мира учениками. А если усилить контроль над деятельностью учителя, не дать ему свободы, то успехов в повышении качества школьного образования добиться не получится. Поэтому нужно уйти от излишних проверок педагогов и ограничения их свободы в выборе учебного материала и применения новых форм обучения.
Руководитель Ассоциации учителей математики внёс интересное предложение, которое заключается в конкретизации учебных программ по разным предметам с реальностью образовательного процесса:
· результаты обучения не нужно проверять после каждого года обучения;
· оценку уровня подготовки школьников целесообразнее осуществлять по группам, например, после 5-6 класса и с 7 по 9 классы.
В ходе обсуждения повестки дня эксперты отметили важность ФГОС в деле формирования единого образовательного пространства. После окончательного утверждения стандартов обучения нужно будет дорабатывать содержание учебных материалов и учебников.
Введение новых стандартов в этом и следующем году не планируется.