Каждый старшеклассник, а тем более выпускник, рано или поздно, вплотную сталкивается с вопросом: куда идти после получения среднего образования?
Несмотря на то, что времени на раздумья и четкое взвешивание ситуации, вроде бы, предостаточно, всегда находится множество выпускников, которые не знают, что выбрать. Парадоксально, но лишь очень немногие полностью обдуманно поступают в ВУЗ.
Пытаясь обозначить проблематику этого вопроса, рассмотрим стандартные ситуации.
Ситуация первая: «Родители выбрали»
Конечно, большинство людей согласится с народной мудростью, гласящей «Родители плохого не посоветуют». Однако зачастую этот факт может обернуться против любимого чада, вступившего в студенческий возраст.
Зачастую родители выбирают за своего взрослого ребенка, куда ему поступать, чему учиться, какую карьеру строить в дальнейшем. И хорошо, если его мнение и желания совпадут с родительскими.
В обратном же случае человек поступает в ВУЗ без какого-либо понимания того, чему собирается посвятить последующие 5 лет своей жизни. В итоге страна получает либо недоучек, которые бросают университет, от которого их просто тошнит, либо псевдоспециалистов, имеющих лишь «корочкой», но не объективные знания и желание работать по специальности.
Ситуация вторая: «Гонка за «корочкой»
Не менее большой проблемой, характерной для нашей страны, является гонка за «корочками». В странах Западной Европы около 60% населения имеют лишь среднее и среднее специальное образование, и прекрасно при этом трудятся, зарабатывают неплохие деньги и живут зачастую куда лучше, чем большинство наших граждан, имеющих высшее образование.
Казалось бы, парадокс? Почему наши люди, имеющие, как минимум, одно, а то и два-три высших образования работают хуже и получают меньше, чем среднестатистические европейцы?
Ответ кроется в самом понимании образования в Западной Европе и в странах бывшего СССР. Рассмотрим, к примеру, Германию – экономический (и, по мнению некоторых исследователей, политический) локомотив Евросоюза. В Германии высшее образование имеют, в основном, лишь те, кто занимается непосредственно наукой, то есть теорией и разработкой новых подходов. Все остальные работают в среде малого и среднего бизнеса, занимаются практической деятельностью и, грубо говоря, делают деньги.
У нас же человек без высшего образования автоматически приравнивается к «низшему классу», способному, максимум, работать уборщиками, на заводе, кассирами в магазине и т.п., то есть выполнять простейшие задачи, предусматривающие, преимущественно, физический труд.
Большинство выпускников школ даже не рассматривают вариант «остановиться» на среднем или среднем специальном образовании. Все стремятся получить «корочку» - и, зачастую, даже не важно, какую именно.
Это также одна из причин того, что лишь малая часть студентов-выпускников выбирают дальнейшую карьеру в сфере своей специальности.
Ситуация третья: «Думал – одно, а вышло – другое»
Еще один парадокс, но информации о ВУЗах, собранной специально для абитуриентов, не хватает для объективной оценки и принятия решения.
Справочники информации, «Дни открытых дверей», веб-сайты высших учебных заведений (если они вообще есть) дают весьма скудную и сухую информацию, как: название факультетов, специальностей, предметов, фамилии и имена педагогов и тому подобное.
Однако как понять недавнему еще школяру, что кроется, к примеру, за фразой «Политическая антропология»? А ведь это название предмета. И очень важно точно знать, чему конкретно вас будут учить для того, чтоб решить заранее – стоит ли тратить свое время, силы и средства или лучше выбрать что-то другое.
Немало студентов, которые лишь поступив и проучившись около одного-двух семестров, начинают четко понимать: «Это не мое». Что это – скудоумие абитуриентов? Или все таки отсутствие объективной информации о ВУЗах?
Отечественные высшие учебные заведения не уделяют слишком много внимания саморекламе. Как итог – мы имеем объективно большой процент студентов, бросающих один ВУЗ и перепоступающих в другой.
Ситуация четвертая: «Поспешишь – людей насмешишь»
Часто бывает так, что сразу после выпуска из школы, когда еще не прошли эмоции от окончания учебы, весьма сложно решить, чем заняться дальше. А родственники, друзья, знакомые и вообще все, кто хоть имеет хоть какое-то отношение к вам, в один голос повторяют: «Поступай в ВУЗ».
Забавно, но даже в Интернете и СМИ идет активная пропаганда за поступление в высшие учебные заведения. Порой создается впечатление, что общество даже не рассматривает возможную паузу между учебой в школе и ВУЗе. Знания потеряются? Как бы не так.
Школа, в отличие от ВУЗа, - это многопрофильное учебное заведение, дающее базисную информацию. По сути, выпускник школы при поступлении в университет использует лишь около 30-40% полученных в школе знаний. Все остальное он нарабатывает либо с репетиторами, либо сам.
Проблема не в низком уровне школьного образования (это вообще отдельная и довольно злачная тема для разговора), а в том, что при поступлении в ВУЗ мы выбираем определенный профиль, т.е. 2-3 основных школьных предмета. Остальные же «повисают» как определенный груз, ценный и не очень.
Таким образом, особой необходимости в немедленном поступлении в ВУЗ сразу после окончания школы нет. Возможно, стоит немного притормозить – отдохнуть от учебы или устроиться на работу, почувствовать вкус «взрослой» жизни и привести мозги в порядок. А потом уже на свежую голову и с объективным взглядом на жизнь решать, как быть дальше.
Может, вы даже решите пойти по «западному» пути и вовсе не станете получать высшее образование, а откроете свое дело или на профессиональном уровне займетесь любимым хобби.
Что же делать?
1. Во-первых, не впадать в панику. Не так страшен черт, как его малюют. Если подойти к делу рационально и с холодной головой, вполне можно разобраться во всех аспектах и принять правильное решение.
2. Во-вторых, к делу выбора ВУЗа обязательно необходимо подойти заранее. Желательно, за год или хотя бы полгода до момента «Х». Не только для того, чтоб было время подготовиться к вступительным экзаменам, но и для того, чтоб успеть собрать информацию об интересующих специальностях, ВУЗах, предметах.
Помните тему сочинения в младших классах «Кем я хочу стать, когда вырасту?» Сейчас самое время вспомнить о своих предпочтениях, талантах и даже хобби. Совершенно не обязательно становиться юристом или бухгалтером, пусть даже на этом настаивают родители и знакомые, утверждая, что, рисуя картины, много денег не заработаешь.
Для начала, если у вас нет талантов и, что еще важнее, желания работать юристом или бухгалтером, вряд ли получится себя пересилить. В лучшем случае (хотя это еще как посмотреть), вы будете учиться через пень-колоду, получите заветную «корочку» и пойдете работать в совершенно иную сферу. Получается, пять лет жизни потеряны на бессмысленную трату времени и сил. Лучшие годы, между прочим. В худшем случае вы попросту «сбежите» из ненавистного ВУЗа, к которому не лежит душа, или таки доучитесь до победного конца и будете потом полжизни тянуть лямку. Вам это надо?
Если есть умения и мотивация работать, что прокормиться можно, имею абсолютно любую специальность. Экономист совершенно не обязательно будет грести деньги лопатой, а художник весьма идет бомжевать, потому что ему нечем платить за жилье. Когда человек увлечен своим делом, он сам находит пути для дальнейшего развития и обогащения.
3. В-третьих, не бойтесь идти и спрашивать интересующую вас информацию непосредственно в ВУЗе. Если администрация по каким-то причинам будет «темнить», то это явно повод задуматься над качеством обучения в данном учебном заведении.
Увы, в нашей стране редко можно встретить уважительное и корректное отношение к студентам и абитуриентам, однако это не значит, что стоит хвататься за первый попавшийся ВУЗ.
Лучше потратить много времени на поиски, чем потом пять лет терпеть некорректное поведение в своей адрес со стороны преподавателей и администрации. Поверьте, это обязательно скажется на качестве обучения.
В хорошем ВУЗе вам не будут ставить препон для получения интересующей вас информации об учебном процессе и прочих нюансах, касающихся обучения.
Постарайтесь выяснить следующие моменты:
- особенности здания, планировки аудиторий, внутреннего оснащения и прочей материально-технической базы;
- все интересующие вас аспекты, касательно непосредственно учебы (основной стиль преподавания, виды занятий, возможность творческой работы и т.д.);
- организацию внеучебных занятий для студентов, а также питания, проживания и пр.
Ну, и наконец…
Помните, что пять лет жизни, день за днем, вы будете посещать выбранный вами ВУЗ. И, в отличие от школы, когда за вас решали родители, сейчас вы сами можете сделать выбор. Не гонитесь за дипломом ради диплома. Подумайте и осознайте, чего именно вам хочется на данном этапе жизни. И не бойтесь сделать ошибку, потом что ее всегда можно исправить – перепоступить в другой ВУЗ.
Вот например сайт моего факультета "Информационные системы в управлении" - http://isu-sibadi.ru, там есть список специальностей, они в основном математические, может быть поможет кому-то определиться с выбором!