Будущее «загружается» медленно
Если посмотреть прессу, то журналы и газеты с радостью докладывают: несколько ведущих IT-компаний создают проекты «школьного будущего», в которых немалую роль играют электронные учебники.
Приблизительно схема школы «экстра-класса» с электронными гаджетами, видимо, выглядит так. Ученик приходит в школу со специальным устройством. Заходя в класс, он включает его и загружает со школьного сервера учебники. Дальше преподаватель контролирует, что именно делает ученик с учебником, и интерактивно общается с ним. Электронные учебники связаны со школьной интерактивной доской, на которую тоже подается важный материал.
Все в планах выглядит очень красиво. В учебниках должен быть не только текст, но также видео, фото, аудио. Однако много ли школ вы видели с таким оборудованием? Сколько это может стоить и когда появится в нашем царстве-государстве?
Внедрение электронных учебников связано с государственным документом. Он имеет длиннющее название: «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), том числе для использования людьми с ограниченными возможностями». Те, кто дочитал это название, должны понять, что начинание хорошее. Но со сроками все сложнее.
Например, на одном из порталов мы встретили радостные вести по внедрению электронных технологий: в 2011 году было охвачено 45%, в 2012 году — 95% образовательных учреждений. Однако в реальности это может означать все что угодно. Например, если один компьютер в школе поставили, то это как считается, что она компьютеризована или нет? С 1 января 2015 года каждый издающийся в России учебник должен будет иметь электронную форму — этого требует закон «Об образовании». И у участников учебного процесса будет возможность выбирать между бумажным и электронным учебником.
Однако нужно сказать, что электронная версия учебника и интерактивный учебник — не одно и то же. Электронная версия — это просто копия учебника в компьютере. А интерактивный учебник — это когда в компьютере все «шевелится», «летает», изменяется — по желанию преподавателя или ученика. По-видимому, этого придется ждать еще дольше.
Все можно за деньги
С внедрением электронных учебников не так все просто. Понятно, что нужны устройства для их чтения. Но где их взять? Покупать за свои деньги?
Например, издание Moscow-post пишет о скандале в корпорации Роснано. Именно эта корпорация должна была внедрить школьные электронные учебники. Для этого планировалось построить завод по созданию ридеров в Зеленограде. Устройство для чтения должно было называться Plastic Logic 100. В компанию Plastic Logic вложили сто пятьдесят миллионов долларов. Однако так называемый «планшет Чубайса», который должен был появиться в школах в 2013—2014 годов, пока не внедрен. Вроде бы, Счетная палата нашла серьезные нарушения в финансировании этого проекта.
При этом в интернете уже сейчас существуют сайты, продающие полный комплект учебных материалов (учебник, рабочая тетрадь, пособия). Они связаны между собой и, видимо, готовиться по ним проще: их можно обновлять. Учебники продаются с лицензией на 12 месяцев. Охвачены все классы — с 1 по 11-ый, и предметы — от азбуки до экономики. Создатели обещают, что там много интерактивных тестов и задач.
Объясняется на сайтах выгода для учителей: в электронном учебнике можно увеличить изображение, передать его на интерактивную доску, соединить задание с параграфом и т.д. Можно посмотреть демо-версию: там представлено до 15% материала от объема всего учебника.
Сообщается, что все учебники написаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, прошли апробацию, рекомендованы экспертами. Стоят примерно в районе 200 рублей.
Однако, кроме денег, есть и другие проблемы. Некоторые эксперты говорят, что в первую очередь не готовы к внедрению электронных учебников учителя. Якобы они не хотят выйти из привычной «зоны комфорта». Ведь электронный учебник — это новый стандарт: в этом случае преподавателю придется общаться с учеником при помощи кнопок, а не устных наставлений. Вроде бы не всегда готовы к внедрению и сами школы: нет денег, нет персонала. Еще боятся, что из реестра специальностей исчезнет профессия «школьный библиотекарь». Ведь выдавать (пересылать) электронные книги одним нажатием клавиши сможет любой человек, тут особого образования не нужно
Кстати, психологи говорят, что мотивация школьников очень вырастет, когда они узнают об электронных учебниках: типа в компьютере учиться интереснее. Однако, в то же время, взрослые должны учесть, что компьютер в руках ребенка не игрушка, и его использование тоже требует контроля.
А как за рубежом? В Великобритании 50% школьников в будущем году должны перейти на интерактивные учебники. Правда там этот переход обошелся в гигантскую сумму: по шесть-семь тысяч фунтов стерлингов на одного ученика (в районе 300 тысяч рублей). А у нас есть такие деньги?
Когда принимали на вооружение электронные технологии, думали и об инвалидах. Конечно, ребятам с ограниченными возможностями это особенно важно: им невмоготу ходить за тяжелыми книгами, держать их в руках — с электронным ридером намного легче. Будем надеяться, «школьный hi-tec» придет к ним в первую очередь и что их жизнь станет проще.
Павел Владимирович Карпов, директор ГБОУ СОШ № 261 Западного административного округа г. Москвы:
Учебник является средством для учителя, который разрабатывает учебную программу. Если учителю нужно использовать электронные ресурсы, то он их использует. Если по его программе достаточно бумажных носителей, значит — этого достаточно. Учебник — не является той единицей, которую стоит обсуждать. Важная «единица» — это учебная программа, о которой и стоит говорить.
Александр Владимирович Шевкин, преподаватель математики физ-мат школы № 2007 (Москва), кандидат педагогических наук, входит в состав авторского коллектива по подготовке учебников, лауреат премии мэрии Москвы в области образования и трех грантов в области образования:
Я электронные учебники не использую. Хотя бы потому, что я написал бумажные учебники. Наши учебники копируют. Будут, наверное, их делать и электронными тоже. У нас в стране сильно не отрегулирован вопрос с авторским правом. Я даже с этой точки зрения смотрю скептически. Не вижу особых плюсов у электронных учебников — чем они лучше бумажных. Ну разве что — не надо носить с собой книжку. Но тогда дешевле в классе иметь с собой комплект учебников, а второй дома, чем вкладывать такие деньги в создание технологии. Мне кажется, что это одно из направлений, которое не специально, но все же нацелено на подрыв авторитета учителя как руководителя процесса. Массовое обучение — когда перед учителем сидит несколько учеников — должно быть технологично, и очень важно, чтобы обучение нескольких человек в такой аудитории шло в каком-то определенном ритме. И тогда этот процесс управляемый. Но если каждый ученик учится в своем темпе, «в свою сторону уходит» — такое бывает в обычном процессе, но с использованием отвлекающего момента техники — процесс будет «очень интересным», я бы хотел дождаться первых результатов. Вот когда нам навязывали ЕГЭ, очень многие, и я в том числе, предсказывали, что кончится это катастрофой. Вот катастрофа состоялась. Я не думаю, что электронные учебники дадут аналогичный эффект катастрофы, но неизвестно, как это отразится на зрении. Отдаленные последствия совершенно непонятны. Тут нужны долгие и аккуратные научные эксперименты, а не компанейщина. Мой возраст позволяет мне надеяться, что на мой век бумажных учебников хватит. И я этому очень рад.