Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Онлайн-образование в интернете убьет вузы или возродит их?

186EB514E52E475C7C33A4F26ED74D.jpg15 июля 2014 года Россия шагнула в будущее. Но никто из окружающих этого не заметил. А произошло вот что: премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании о развитии системы высшего образования потребовал подготовить предложения в области онлайн-курсов. Дмитрий Анатольевич пожелал, чтобы Минобрнауки и конкретно глава ведомства Дмитрий Ливанов сформировали экономические и правовые основ использования онлайн-курсов — при реализации образовательных программ. Что это означает на самом деле и как отразится на системе высшего образования?

Доступ отовсюду

Сейчас высшее образование не так-то просто получить человеку, который хочет при этом одновременно работать, путешествовать, развивать личную жизнь. Человек, который поступил в вуз, должен быть готов к тому, что он будет ходить в учебное заведение, сидеть на лекциях, слушать преподавателей, самолично сдавать экзамены. 
На обучение уходит много времени и денег. Жизнь в вузе сейчас протекает в режиме «оффлайн»: почти везде приходится присутствовать самому. Есть ли этому альтернатива?
Хорошая замена традиционному образованию — онлайновые курсы: это когда студент не тащится в аудиторию, а сидит в одних трусах в любой точке планеты — и учится по видео, аудиоматериалам. 
Выглядит это заманчиво. Но к онлайн образованию есть очень много вопросов. 
Допустим, вы хотите стать врачом. Как научить вас бинтовать руку или тампонировать рану, если перед вами не реальный больной, а планшет? 
Или вы хотите стать строительным инженером. Но для этого нужно самому положить хоть одну кирпичную кладку, увидеть собственными глазами бетон, походить по стройке.
В онлайн явно невозможно перенести некоторые технические процессы. Как в компьютере, например, провести реальную химическую реакцию и дать поучаствовать в ней студенту?
Непонятно, как организовать подтверждение навыков. Например, будут ли результативны онлайн-экзамены, на которых можно в любой момент списать?
Может серьезно «хромать» и мотивация онлайн-слушателей. Предоставленные сами себе, онлайн-студенты могут запутаться, разлениться. Представьте: студентка, которая в перерыве между видео-лекциями жарит лук... Или студент, который, слушая лекцию, курит кальян... Смогут ли эти люди, которым позволено вот так вот, с ленцой сидеть у экранов, стать настоящими специалистами?
Или вот еще что. Ну, хорошо, допустим, у московских вузов есть деньги на компьютеры и сервера, а у студентов — на ноутбуки. А что делать в российской глубинке, где студенту не набрать денег на компьютер, а вузу — на современный data-центр?

Дополнят друг друга

По-видимому, онлайновые формы образования могут появиться как в традиционных вузах, так и в специальных онлайн-вузах, которые будут учить только в интернете и которые еще предстоит стандартизировать. 
Интересно, как будет проходить сертификация онлайн-вузов? По-видимому, онлайн-вузы будут выходить на какую-то тендерную площадку, проходить систему тестирования и некоторые из них смогут получить государственную аккредитацию. Однако пока — это только предположения.
Возможно, некоторые онлайн-вузы будут давать не общее образование, а только повышение квалификации или только специальные компетенции. Например, психолог сможет получить дополнительное образование по тематике «психолог по работе с нарко- и алкоголезависимыми людьми». А инженер-электрик — получит дополнительные навыки «монтаж сигнализаций». Многие люди предрекают абсолютный конец офлайн-обучения. Однако такие выводы тоже делать преждевременно. Помните, как заблуждались герои фильма «Москва слезам не верит», когда говорили про всеобщую победу телевидение: «Ничего не будет»: ни книг, ни газет, ни журналов — одно сплошное телевидение». Однако этому прогнозу не суждено было сбыться: сейчас эти формы (телевидение, книги, журналы) сосуществуют друг с другом.
Поэтому есть надежда, что онлайн и оффлайн-обучение дополнят друг друга.
Возможно, заказчиками онлайн-университетов будут конкретные компании. Например, фирма приняла на работу верстальщика, который изучал язык программирования Php версии 4. А компания хочет, чтобы специалист знал Php версии 5. Тогда она обращается в онлайн-университет, в котором человека быстро переучивают. Это было бы идеально. 

«Болезнь Баумоля» и прочие экономические «лихорадки»

Многие, кто любит считать деньги — полагает, что вузы нужно реформировать именно по причине дороговизны. Ведь сейчас вуз — этот огромные расходы: он должен тратиться на аренду площадей, на их уборку. Получается, что вуз не окупается. Это называется «болезнью Баумоля» — по имени человека, который ее открыл. По мнению Уильма Баумоля, «культурные организации» (к которым можно отнести и вузы) слишком много потребляют денег, а экономический «выхлоп» от них небольшой.
Онлайн-вузы имеют кучу преимуществ: они смогут сэкономить на аренде, уборке, охране, ремонте помещений. Значит, они помогут России избавиться от «болезни Баумоля», когда очень много денег уходит на то, что мало денег приносит.
Конечно, современные преподаватели могут возразить: никакое онлайн-образование не заменит живого общения с учителем. Да, это так. Видимо, какие-то знания можно будет получать по интернету, а какие-то — только в аудитории, в реальном времени. 
В этом смысле фантастическое будущее России видится примерно так: все вузы перешли в онлайн, а существует всего лишь один универсальный оффлайновый центр (наподобие Дворца знаний), где онлайн-вузы по мере надобности иногда арендуют аудитории для практических занятий, приема экзаменов и т. д. Хорошо это будет или плохо? 

А как за границей?

Проблемы нехватки денег на обучение есть и на Западе. Например, известно, что пять миллионов студентов из Европы и три с половиной миллиона студентов из Америки в 2014 году закончили вузы. При этом 47% студентов из США и 28% из Великобритании не смогли завершить обучение — не смогли наскрести необходимой суммы на платное образование.
А вот владельцы дешевых онлайн-курсов (или онлайн-вузов) вряд ли остались в убытке. Сейчас в мире действуют десятки онлайн курсов: например, это General Assembly, Code Academy, Udacity, Skillshare, Coursera, Creative Live, Udemy и другие.
И все они хорошо зарабатывают. К примеру, есть информация, что образовательные курсы Coursera ежегодно слушают восемь миллионов пользователей. Заработок их владельцев уже составил миллион долларов. 
Набирают обороты курсы Udacity, которые предлагают учиться в три раза дешевле, чем при очном обучении (для этого они объединились с AT&T и Georgia Tech). Harvard Business School якобы скоро предложит «компьютерный» вариант своего "pre-MBA" за полторы тысячи долларов.
Впрочем, есть мнение, что закрытие или переформатирование оффлайновых вузов приведет к социальным проблемам: возникнет безработица среди преподавателей, сотни тысяч людей, обслуживающих вузы, окажутся на улице. В общем, будет нелегко...
Зато идея онлайн-образования должна понравиться патриотам. Так, например, если человек уехал в другую страну, но хочет получать образование именно в России на русском языке, то такая возможность у него теперь должна точно появиться. Сидя в Лондоне — учиться перед компьютером в каком-нибудь условном «Среднеславском педагогическом индустриальном университете» — чем не хорошая патриотическая идея? 
Впрочем, курсов на русском языке — мало. Уже сейчас российские специалисты говорят, что конкуренция среди англоязычных онлайн-курсов очень велика и мало кто сможет из россиян-преподавателей ей противостоять. Спасти российские курсы может только то, что не все студенты хорошо знают английский язык...
Специалисты говорят и о явных технических проблемах. Например, есть мнение, что традиционная технология Flash, которая используется для интернет-обучения, не подходит. Нужны более защищенные и быстрые технологии PTR (Real-time Transport Protocol).

***

Итоги процесса «онлайнизации» вузов мы узнаем 1 декабря — именно к этому сроку Дмитрий Медведев потребовал дать ему отчет о курсах. Однако «доживут» до этого не все вузы. Есть информация, что Минобрнауки РФ хочет в ближайший год закрыть около 80% филиалов и около 40% головных офисов. Многим вузам позволят готовить только бакалавров, а магистров и аспирантов оставят только избранным учебным заведениям.
Правда, есть надежда, что как раз «умирающие» вузы и будут использовать продвинутые онлайн технологии, чтобы остаться «на плаву». 

Комментарий:

Канторович Григорий Гельмутович — профессор, заведующий кафедрой математической экономики и эконометрики НИУ ВШЭ:
«Онлайн образование в разных формах внедряет весь мир. Существует огромное количество онлайновых курсов — «дистантное» или «дистанционное» — по разному по-русски говорят — образование. Но как оно будет сочетаться с традиционными формами, в какой мере войдет в жизнь? Сейчас только определяется, как это будет. Если бы 20 лет назад спросили: «Компьютер можно использовать?», то ответ мог бы быть: «Да вы что, нет, это огромная машина...». Но сейчас все меняется. 
Думаю, некоторые вещи оказываются весьма эффективными в сочетании визуального, аудиопотока. Но ответить на вопрос, в какой мере это будет, сейчас трудно. 
И есть еще одна особенность образования — по его окончании выдается диплом, сертификат. И вот в какой мере при дистанционном контакте можно будет идентифицировать того, кто тебе отвечает — пока не ясно. Пока эти пути нащупываются. Правильно поощрять, давать дорогу этим формам. Но строить стандарты — это чрезвычайно рано.»
Автор: Родион Чепалов
1 Комментарий
  • Я не против он-лайн образования. Дистанционное обучение необходимо тем, кто не может по какой-то причины посещать образовательные учреждения (болезнь, работа, уход за ребенком). Но такое обучение больше подходит к теоретическим специальностям - гуманитарные, экономические, юридические науки. А студентам, которым требуется больше практики, лучше посещать занятия в реальности.
    Айгуль Лето, 02.05.2015
  • Желаете оставить комментарий?