Летом этого года в дома к выпускникам пришла «холодная», «обжигающая», декабрьская новость: перед новым годом они должны будут написать сочинение. Без этого сочинения к ЕГЭ не допустят. Оценок будет только две — «зачет» и «незачет». Чем это чревато для выпускников?
Как это было
Когда школьники сообщили своим родителям о том, что через несколько месяцев им придется писать итоговое сочинение, некоторые из них вскрикнули: «Надо же, что придумали!». Родителей понять можно: помочь подготовиться к сочинению в столь короткий срок — не просто. Между тем, сочинение — совсем не выдумка 2014 года. Его писали в школах и в советские годы, и в так называемые «нулевые» (начиная с 2000-го).
А в 2011 году в Российской газете вышла статья посвященная школьным сочинениям начала XX века. Ее автору попала в руки «методичка» для учителей, выпущенная в 1906 году. Время было тогда отнюдь не спокойное, революционное, однако в школах писали сочинения на сложные темы.
В частности, в начале XX столетия там были темы: «Замирание нашего сада осенью» - его брали те, кто был очарован осенней погодой. Тема «Река в лунную ночь» - становилась главной для тех, помнил очарование ночной природы. «Встреча войска, возвратившегося из похода» - тема, предназначавшаяся для романтиков военного дела. Про «Лес в лучшую свою пору» - писали те, кто любил бродить по лесным просекам. Тему «Пароходная пристань» - осваивали те, кто помнил чудные речные пейзажи. «Дедушкин садик» - хорошо получалось у ребят, которые любили садово-парковую среду. А тема «Прибытие поезда» — это для романтиков путешествий.
Разные времена диктовали разные темы для сочинений. В 1940 строчили сочинения на тему «За что я люблю вождя народов Иосифа Сталина». В школьных сочинениях 1970-ых годов обсуждалась проблематика «Роли Леонида Ильича Брежнева в освоении Малой Земли». Учителя перестроечных лет могли дать тему «Зачем России нужна свобода и как я лично понимаю демократию».
Сочинения продолжают писать и в современной школе. Президентское сочинение
В этом году всех выпускников ждет «президентское сочинение». Такое название оно получило потому, что идею о его введении предложил лично Владимир Путин во время послания федеральному собранию в декабре 2013 года. После этого в министерствах появились рабочие группы, которые разработали необходимую документацию. Тогда на сайте Кремля появился документ, в котором говорилось, что результаты сочинения должны наравне с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы.
Эксперты стали нахваливать эту идею. Ректор МГУ Владимир Садовничий сказал, что ЕГЭ должно учитывать знание литературы и истории, и сочинение в этом смысле сослужит очень хорошую службу.
Член-корреспондент Российской академии образования Василий Синенко тогда предупредил, что нужно позаботиться о том, чтобы школьники не приходили на экзамен с готовыми сочинениями, так как это сделает экзамен бессмысленным.
Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что сочинение поможет мотивировать школьников учиться по всем предметам, а не только по тем, по которым они сдают ЕГЭ. Ведь что сейчас получается? Если школьник не собирается сдавать ЕГЭ по истории, то он и не очень хорошо учит этот предмет. А сочинение, которое потребует знания истории, поможет «заохотить» школьника к более внимательному изучению истории.
Все по правилам
Сочинение будут в этом году писать в декабре. Оно является допуском к ЕГЭ. Получил зачет — допущен. Не получил — не допущен. Можно переписать в феврале и мае. Если у ребенка проблемы со здоровьем, он инвалид — то будет писать изложение. Известные предварительные направления, в которых будут развиваться темы. Например, СМИ публикуют такие тезисы: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летнему юбилею М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем живы люди?».
Наверняка, при беглом взгляде на темы становится понятно: не каждый человек сможет без специальной подготовки об этом написать.
Ну, с Лермонтовым все более-менее понятно: нужно хорошо изучить его биографию, творчество. Более-менее ясно про природу: тоже нужно проштудировать классиков. А что делать с абстрактными темами — про войну, про спор поколений, при том что в обществе сейчас нет единого взгляда на это? Да и школьникам, которые «залипли» в интернете на компьютерные игры и примитивные сериалы, эти проблемы не раскрыть.
Конкретные темы будут объявлены во время экзамена. Организаторы говорят, что заранее узнать темы и придти с готовыми сочинениями — не получится.
Где взять критерии оценки
И для учителей, и для школьников важно знать критерии оценки. Какие сочинения будут считаться хорошими, а какие плохими? В интернете сейчас можно встретить различные версии критериев, якобы одобренных «на самом верху». Их можно найти при помощи поисковых систем. Как выглядят эти критерии?
Ну, например, если учащийся в сочинении подкрепляет аргументы примерами из литературы, то он заслуживает высокой оценки. А если только из своего жизненного опыта — то оценки пониже. Если же вообще ничем не подкрепляет, то это вообще «ноль» Как это может выглядеть на практике? Давайте порассуждаем. Допустим, учащемся надо в абзаце доказать, что красота природы — это действительно большая ценность. Если он сошлется на Достоевского, который утверждал, что «красота спасет мир», и потом еще и порассуждает на эту тему, то это хорошо. Если он про Достоевского и других писателей не вспомнит, а только опишет свои собственные ощущения от свежескошенного луга или тихой речной заводи, то это чуть хуже. Если он вообще никак не будет подкреплять свои мысли на это счет, то это совсем плохо.
Конечно, пример очень примитивный, но он позволяет предположить, как именно будут рассматривать творчество школяров — проверяющие.
Есть в гуляющих по интернету документах и другие критерии. Например, нельзя допускать фактических, орфографических, пунктуационных, синтаксических и даже этических ошибок. Выстраивать текст надо логически, связно, чтобы одно следовало из другого. Речь должна быть точной, образной, яркой, выразительной.
Впрочем, недавно глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сказал, что критерии еще не выработаны, а те, что «гуляют» по интернету — неверные. Официальные критерии планируют выработать и опубликовать позже.
Выпускники против
Опрошенные нами выпускники негативно отнеслись к нововведению. По их словам, их слишком поздно предупредили. Если бы им сказали об этом год или два назад, они бы стали готовиться заранее. А так — времени для подготовки нет.
Преподаватели по-разному говорят о сочинении. Кто-то считает, что обязательные сочинения и вправду — непосильная ноша для выпускников. Кто-то говорит, что сложности могут возникнуть у «лоботрясов», которые все годы не учились, а валяли дурака. А у тех школьников, которые добросовестно изучали все предметы, в особенности историю, русский язык, литературу — проблем быть не должно. Правда много ли таких добросовестных в школах — сказать сложно...
Комментарий:
Александра Ходыско, учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия № 1404 "Гамма" (Москва):
Поскольку я уже второй год не работаю с выпускными классами, строить прогнозы мне трудно. Но мой предыдущий опыт говорит о том, что сочинение – самая трудная часть экзамена для выпускников. Во многом эта трудность связана с тем, что дети очень мало читают. Мало читают в принципе, мало читают классики, мало читают художественной литературы. А то, что читают, зачастую издано с опечатками или ошибками. Естественно, не имея перед собой грамотно напечатанного текста, ученик не запоминает правильное написание слов и сам пишет с ошибками.
С другой стороны память большинства учащихся (не хочу обобщать, поэтому пишу «большинства») устроена таким образом, что не сохраняет надолго те примеры, образы, изученные на уроках литературы, подходящие к теме и проблеме сочинения. Да и определение проблемы текста для большинства учащихся остается трудностью, преодолевать которую приходится уже на самом экзамене.
При подготовке к ЕГЭ и особенно к части С (сочинение) для меня важно показать учащимся логическую цепочку: проблема – комментарий именно этой проблемы – позиция автора по этой проблеме – точка зрения ученика именно по этой проблеме – аргументы, иллюстрирующие именно эту, заявленную в начале сочинения, проблему. Как только обучающийся понимает эту логику, как только прочувствует ее, остается разобрать возможные варианты проблем текста (хотя бы крупные блоки), подобрать речевые клише и аргументы и в путь…