Недавно в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова состоялся круглый стол по профориентации школьников. На нем присутствовали представители министерств, вузов, школ. Эксперты высказывали свои мнения по вопросу, как именно должны проходить профориентационные мероприятия в классах, чтобы ребята понимали, к чему им готовиться.
Какие цели
Профориентация — это комплекс мер, которые помогают человеку сориентироваться, для какой именно профессии он подходит. Кто-то говорит, что подталкивать к определенной профессии нужно еще в детском саду: там детишки листают книжки и двигают кубики, на которых изображены различные ремесленники. Кто-то считает, что примерять «рабочий костюм» можно только в старших классах.
По новому образовательному стандарту, который будет действовать для 90% детей в 2018 году, каждый ребенок, выходящий из школы, должен обладать точными знаниями относительно того, где в жизни он сможет пригодиться.
Недавно на эту тему проходил круглый стол в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова. Там по этому вопросу высказались многие ректоры и учителя. Было озвучено решение показывать молодежи не только плюсы, но минусы профессий, чтобы ребята могли объективно оценить свои возможности: например, сколько они будут зарабатывать. Наиболее эффективными признаны такие способы работы со школьниками, как шефство предприятий над школами и Дни открытых дверей в вузах.
Что в школе?
Профоориентация в школе может проводиться в рамках учебных школьных предметов или совершенно отдельно. Можно рассказывать о профессиях на уроках литературы. Порой из литературного произведения можно узнать больше, чем из должностной инструкции. При этом само литературное произведение может раскрывать сложные духовные вопросы, но портрет человека определенной профессии в нем тоже есть.
К примеру, в произведении Солженицына «В круге первом» идет речь про заключенных под стражу ученых, которые бьются над научными проблемами под руководством КГБ. И хотя их труд подневольный, многие моменты рабочего процесса ученого там показаны очень хорошо. Есть также произведения Ильи Штемлера про проводников-вагонов «Поезд», про таксистов - «Таксопарк». В романе Владимира Дудинцева «Белые одежды» рассказывается про биологов. Да, вероятно, в любом произведении литературы для ребят будет много полезного о какой-нибудь профессии.
Однако одними уроками литературы тут не обойтись. Потому что ребятам все равно сложно представить весь круг вопросов, которые им предстоит решать, если они выберут ту или иную профессию. Поэтому по всей стране постоянно проводятся профориентационные мероприятия, касающиеся школьников.
К примеру, в Нижнем Новгороде в ноябре проходила акция «День открытых сердец». Девятиклассники могли познакомиться со сварочным оборудованием, эксплуатацией электрических сетей, созданием сложных швейных изделий.
В Москве на ВДНХ в 14 павильоне проходило мероприятие для детей «Стань врачом». Там школьники могли побыть помощником педиатра, измерить давление, оказать первую помощь.
В той же Москве часто проводятся экскурсии на заводы. Там дети могут с начала и до конца осмотреть предприятие и найти для себя тот участок работы, который им наиболее интересен. Обычно это называется «День без турникетов».
Любопытные нововведения придумали в российских регионах. Они называются «Каникулы на производстве». Их суть в том, чтобы не отвлекать детей во время занятий и предлагать интересные экскурсии по предприятиям на каникулах. Например, в Кургане ребят водили на предприятие «Кургансельмаш», на завод цветного литья «Промснаб», КМЗ и «Курганстальмост», на «Лен Зауралья», мясоперерабатывающий комбинат «Велес», Курганскую швейную фабрику.
Хороший способ вовлечения школьников в профессию — интерактивные игры. Например, недавно в Вологде 50 школьников участвовали в интерактивной игре, которая проводилась в Вологодском кооперативном колледже. Она называлась «Настоящий вологодский продукт», на нее пригласили только восьмиклассников. Ребята оценивали безопасность продуктов (мед, колбаса, хлеб и т. д.), придумывали для них названия. Именно в Вологде вузы периодически проводят тестирования школьников и так называемые «профдайвинги» («погружения в профессию»), когда школьники могут целый день знакомиться с представителями выбранного направления.
В городе Димитровграде школьников водят на экскурсии в театр. Там их знакомят не только с актерскими профессиями (которые в особой рекламе не нуждаются), но и с техническими. Свое искусство здесь им демонстрируют световики, бутафоры, гримеры. В Новосибирской области крепнет юннатское движение: там специально проводят конференции о том, как организовать работу групп школьных натуралистов, чтобы ребята почувствовали себя будущими биологами.
В Иркутске «Молодежный кадровый центр» проходят дни открытых дверей, на которые приглашаются учащиеся восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого классов. Для них идут лекции, тренинги, игровые собеседования.
В Вологде идет проект «Шефы»: там предприятия, которые стали шефствовать на учебными учреждениями, рассказывают школьникам о своей работе и приглашают на лекции.
Государство стимулирует профориентацию
Под лежачий камень вода не течет: предприятия нужно подстегивать к тому, чтобы они занимались профориентацией школьников. В некоторых регионах власти этим занимаются. Например, сейчас приглашают к участию всех желающих бизнесменов в Первом Международном конкурсе среди организаций на лучшую систему работы с молодежью. Конкурс проходит в Югре, в Ханты-Мансийском автономном округе. Цель конкурса вполне благородная: привлечение и закрепление молодых людей на производственных предприятиях. Всего конкурс идет в 12 номинациях, а одна из них «Профориентация»: она вручается предприятиям за самое удачное решение в деле профориентации школьников и за популяризацию технологичных профессий.
Идет стимулирование и школ: власти хотят, чтобы учителя побольше проявляли инициативу и связывались с предприятиями на предмет профориентации. Например, в Чувашии местный университет проводит круглые столы для учителей по профориентации и вручает грамоты директорам лицеев, которые проявляют в этом деле наибольшую активность.
А в Красноярске Сибирский федеральный университет недавно вручал премию «Учитель партнер университета». 10 преподавателям дали по 30 тысяч рублей — за то, что учителя прививают будущим студентам серьезное отношение к науке и обучению.
В чем измерить?
Как измерять результаты профориентации? Возможно, измерения могут проводиться как на краткосрочных этапах, так и на долгосрочных.
В краткосрочном периоде результатом может служить удачное поступление в ближайшие годы в средне-специальное или высшее учебное заведение школьников, которые потом готовы работать на конкретном предприятии.
Например, в 2014 году в Калужской области 14% школьников поступили на целевые места в вузы: это значит, что какие-то предприятия были в этих ребятах кровно заинтересованы. При этом данные школьники успешно прошли конкурсный отбор, то есть были действительно хорошо подготовленными абитуриентами. В регионе есть хорошие перспективы: на 2015 году заключено еще 150 договоров на целевое обучение. Однако, как передавали СМИ, в администрации были не очень довольны определенными перекосами по разным районам: так, в одном муниципалитете «целевиков» было 200, а в другом — всего 4 школьника.
С долгосрочными расчетами эффективности профориентации — сложнее. Важно будет знать, каковы будут итоги профориентации конкретных школьников через 10-20 лет: останутся ли они в выбранных профессиях, будут ли успешны в них.
Частные услуги
Школьникам, которых не смогла обслужить на ниве профориентации школа, готовы помочь частные психологи. Любой родитель, который наберет в поисковой строке слово «профориентация в ...» (и дальше идет название города — Красноярск, Челябинск, Москва и т. д.) - увидит огромное количество предложений на эту тему.
Частные центры предлагают тестирование и консультацию психолога с расшифровкой теста. Цена — от 2000 рублей. Есть скидки за повторное тестирование и количество детей в семье (например, иногда нужно тестировать не одного ребенка, а нескольких).
Специалисты обещают, что на выходе из центра родители будут знать перечень профессий, в которых может преуспеть их чадо.
Комментарий:
Киселёва Мария, клинический психолог, детский психолог центра коррекции и комплексного развития "Шаг вперед":
Как проводить профориентацию в школе? Как и в любом деле, мне кажется, что лучше, если профориентацию в школе будут проводить профессионалы, специально обученные для этого, обычно это психологи. Потому что важно подобрать необходимые методики для диагностики профессиональных качеств, потом их проинтерпретировать, свести вместе показатели разных методик, а так же важно дать грамотное заключение по результатам диагностики.
Профориентация может проходить в разных направлениях. Это индивидуальная диагностика, где специалист тестирует подростка один на один, потом говорит и обсуждает результаты. Такой вариант профориентации, на мой взгляд, дает более полную картину личностных качеств и способностей, необходимых для той или иной профессии, а так же список возможных профессий. Его может провести школьный психолог при должной подготовке, так же можно обратиться в центры профориентации, либо найти частных специалистов.
Групповая диагностика, проводится в классе или группе детей. Группе детей выдаются бланки методик, которые они заполняют, и потом им сообщают результаты диагностики. Сейчас активно развивается тренинговое профконсультирование, оно основано на использование специальных игр и упражнений с последующих обсуждением в группе результатов их выполнения. Такая форма воспринимается подростками лучше, т.к. решать игровые задачи намного интересней, чем заполнять бланки методик, а также информация, которая дается в тренинговой форме и обсуждается группой, лучше запоминается. Есть ролевые игры, где можно себя попробовать в той или иной профессии в игровой форме.
Как дать понять детям, к какой профессии у них больше лежит душа? Я думаю, что вопрос, к какой профессии лежит душа ребенка, должен решать он сам. Одна из задач родителей в воспитании своего чада — это показать многообразие нашего мира, и начинать это лучше делать, когда ребенок маленький. Хорошо, если ребенок ходит на различные кружки и у него много интересов в детстве и в подростковом возрасте, здесь задача родителей обеспечить, поддерживать и не обесценить то, что делает ребенок. Даже, если кажется, что это просто развлечение и ничего хорошего не получится, при поддержке и вере в то что делает ребенок, это развлечение может вырасти в хорошую профессию или помочь в выборе.
Со стороны школы внимательный учитель также может заметить способности ребенка и помочь ему их развить, особенно в отношении тех или иных школьных предметов, и способствовать выбору профессии в дальнейшем с опорой на эти способности. Главное, чтобы это делалось в поддерживающем ключе.
Таким образом, на мой взгляд, задача взрослых это поддержать выбор ребенка в профессии, возможно, обеспечить более детальное знакомство с выбранной профессией.
Какие тут могут быть сложности профконсультирования? Мне кажется, что основная сложность профконсультирования, это не корректное проведение самой процедуры диагностики и некорректное предъявление результатов. Специалист в профориентации и профотборе, Соломин И.Л., пишет, что важно, чтобы результаты профдиагностики сообщались лично и устно, ребенок лучше поймет, то, что проговаривается. Так же в результате личной беседы можно при необходимости провести дополнительное разъяснение, что значат те или иные результаты.