Учёба в две смены скоро сохранится только в воспоминаниях уже выросших школьников, потому что от слов о переходе на «односменку» ответственные за нашу систему образования люди наконец-то перешли к делу. На правительственном уровне принято решение перевести все школы на учёбу исключительно в одну смену. Задача поставлена сложная, переходный период ожидается небыстрым и непростым. Насколько эта мера действительно необходима и с какими проблемами и сложностями придётся столкнуться педагогам, родителям и самим школьникам при переходе на учёбу только в утренние часы?
Учёба во вторую смену — прошлый век?
Действительно, в прошлом веке редко какая школа могла похвастаться отсутствием в расписании вечерних уроков.
И надо признать, положительно относящихся ко второй смене учителей и родителей было совсем немного, а педиатры и вовсе протестовали. Основной аргумент, позволяющий мириться с таким положение дел — возможность для школьника подольше поспать утром. Но отрицательных моментов было намного больше.
Во-первых, считается, что работоспособность человека, тем более ещё только растущего, намного выше именно в утренние часы, а в вечернее время она снижена. Это значит, что учёба во вторую смену оказывается менее продуктивной.
Другая причина — безопасность детей и спокойствие родителей. Если дети уходят учиться утром, они, как правило, выходят из дома вместе с родителями. Если же им нужно идти во вторую смену, они ещё несколько часов проводят дома одни. Естественно, родители волнуются: сделал ли ребёнок как следует уроки, не забудет ли он закрыть дверь на ключ, в конце концов, поест ли он как следует перед выходом в школу, ведь разогревать еду ему придётся самостоятельно.
Ещё одна причина неудобств второй смены — это сложности с посещением кружков и спортивных секций. Тем не менее, до сих пор с этими проблемами предпочитали мириться: недаром учёбе во вторую смену уже более полувека.
Написан и издан целый ряд методических пособий для учеников и их родителей, разработаны соответствующие нормы и режимы дня для учеников второй смены: ведь это явление считалось в принципе обыденным, и всё это шло по накатанным рельсам. Давайте поподробнее рассмотрим недостатки и преимущества обучения во вторую смену.
Приведём основные тезисы из методического пособия о плюсах и минусах второй смены. Начнём с недостатков
1. Вторая половина дня школьника загружена намного сильнее, чем первая. Чаще всего это приводит к тому, что дети долго спят утром и практически ничего не успевают сделать до того, как приходит пора собираться в школу. Большое количество занятий и дел, отложенных на вторую половину дня, легко вызывает переутомление.
2. Сложности с кружками и прочими внешкольными мероприятиями. Дети, которые учатся во вторую смену, намного меньше посещают такие мероприятия, тем самым сужая свой кругозор. В первую очередь это касается посещения театров, музеев, кино, экскурсий. Их количество приходится сокращать и переносить оставшееся на выходные дни и каникулы.
3. У школьников остаётся намного меньше времени на прогулки и игры со сверстниками. Некоторые родители, правда, считают этот факт положительным, но тревогу бьют педиатры и психологи: для общего развития значительное сокращение неполезно.
4. Трудности с организацией быта. Занятия заканчиваются, как правило, в тёмное время, встречать же детей есть возможность не у всех родителей. Проблемы могут возникать и утром, когда дети вынуждены находиться дома одни. Это означает вероятные проблемы с невыключенным электроприбором или незакрытой дверью.
5. Проблемы с выполнением домашних заданий. Если уроки ребёнок делает вечером, качество выполнения страдает из-за явного переутомления. При выполнении занятий утром тоже не всё может идти гладко: ребёнок не сможет получить помощь взрослого, если она ему вдруг потребуется.
Положительные моменты в обучении во вторую смену
1. Формирование самостоятельности и навыков самоорганизации. Возможность без спешки встать, собраться, позавтракать, подготовиться к школе, очень важна для детей младшего и среднего школьного возраста. Отсутствие при сборах помощи взрослых позволяет почувствовать себя более самостоятельным и взрослым.
2. Школьники лучше высыпаются, это особенно важно в холодное время года. Более поздний подъем не только комфортен сам по себе, но и положительно влияет на иммунитет ребёнка. Замечено, что учащиеся второй смены меньше болеют. Врачи педиатры считают, что связано это с тем, что у детей намного меньше контактов с посторонними людьми.
3. Более эффективное выполнение домашних заданий в утреннее время.
4. Атмосфера в школьном здании намного спокойнее и комфортнее, что связано с небольшим количеством детей в школе, а следовательно, меньшим шумом и сутолокой. Снижается количество случайных травм, намного реже теряются школьные вещи.
Переходный период, пути решения
О том, почему вторую смену было решено полностью устранить, журналистам рассказали в министерстве образования. Главным триггером послужило введение в школе новых образовательных стандартов, которые предполагают внеурочную деятельность внутри школы, и причём, весьма серьёзную. Если же школа учит детей в две смены, организовать такую деятельность совершенно невозможно, так как подавляющее большинство мероприятий требует свободных площадей: спортивных и актовых залов, кабинетов. Должный уровень таких занятий школа может обеспечить только при односменной работе.
Объявить о переходе на односменку — это только половина дела. Далее следует этот переход выполнять, и первое, что приходится срочно решать: отыскивать резервы свободных площадей и загружать их по максимуму. Естественно, сразу же возникают проблемы. Во многих школах есть проблемы свободных площадей.
В некоторых школах под учебные кабинеты переоборудовали столярные мастерские, где-то на средства из районного бюджета переоборудовали класс хореографии. Там, где собственными силами справиться не получается, помогают соседи, предоставляя свободные аудитории.
Не секрет, что наряду с полностью загруженными школами есть и те, в которых явный недобор. Чаще всего такие школы можно увидеть в сельской местности, но и в городах они встречаются тоже. Эту ситуацию и используют педагоги и администрация области, выводя учебные классы из второй смены, и переводя их в менее загруженные. Резервы есть, стоит только внимательно пересмотреть и "переосмыслить" приписку той или иной школы к жилому микрорайону.
И всё-таки, как подчёркивают эксперты, основные надежды на строительство новых школ. Только их открытие позволит решить вопрос с ликвидацией обучения во вторую смену не просто радикально, но и с наименьшими потерями.
Хватит ли помещений?
Заместитель директора гимназии в Подмосковье рассказал журналистам, что перевод на односменное обучение в сегодняшних реалиях — шаг слишком поспешный. И первая проблема — это проблема аудиторий, с которой столкнулись школы. В некоторых учебных заведениях срочно отыскивают средства на строительство пристроек. Вариант, конечно, действующий, но дорогой и архитектурно непроработанный.
Кое-где, для того, чтобы увеличить количество классов, переделывают даже раздевалки, и вряд ли это можно назвать рациональным подходом.
Отдельно педагоги останавливаются на вопросах дополнительного образования. Есть дети, которые занимались в кружках и секциях именно в утренние часы. Как теперь поступать с ними? Перенести кружки на вечер? Это не только увеличит количество занимающихся в каждой группе, будь это спортивная секция или курсы иностранных языков, что приведёт к снижению качества занятий, но и создаст неравномерную загруженность у преподавателей. Сейчас они работают и в утренние, и в вечерние часы, а при переводе всех детей в первые смены, педагоги будут недогружены утром, и сильно перегружены в вечерние часы.
А вот ещё проблема: аудитории для учреждений дополнительного образования. Где их брать музыкальным и спортивным школам? Закрывать, реформировать и переформатировать их все? Пока есть только вопросы, а ответов маловато.
О том, как полностью ликвидировать вторую смену, думают и в администрациях регионов. Один из руководителей очертил круг текущих задач таким образом. Главное — анализ и мониторинг количества жителей и детей, дошкольников и школьников, с учётом динамики за последние несколько лет. Это позволит более точно составлять проекты развития территории и её инфраструктуры, учитывая количество образовательных учреждений. Также необходимо постоянно требовать с крупных застройщиков чёткого соблюдения обязательств по строительству новых школ.
Для всех учебных заведений области уже сегодня разработаны «дорожные карты», в которых указываются сроки строительства новых школ и источники финансирования строительных работ. Глава администрации считает, что из-за большого прироста населения на территории Московской области быстро решить вопрос с полной ликвидацией второй смены вряд ли возможно, но к 2019 году трудности, скорее всего, удастся преодолеть, благодаря интенсивному строительству новых школьных зданий.
Дмитрий Ливанов, министр образования, пояснил, что в финансовую основу программы перевода школ на работу в одну смену входит не только новое строительство, но и возврат в систему образования тех зданий, которые в конце прошлого века были из неё выведены. Те школьные строения, которые находятся в эксплуатации, могут также быть перестроены, расширены и модернизированы. В целом, задача стоит масштабная, так как создавать придётся не менее 6 млн. дополнительных мест.
Перевести большое количество детей на учёбу в утренние часы, задача непростая. Существуют серьёзные проблемы со школьными зданиями: старые — уже не отвечают требованиям безопасности и комфорта. Но цели определены: строительство новых школ, строительство квартир для педагогов, привлечение в средние учебные заведения талантливых учителей, модернизация и расширение уже существующих школ.
Евгения Александровна Леденева, учитель начальных классов школы 527 (Санкт-Петербург), победитель районного конкурса педагогических достижений в номинации "Проектная группа" ("Социальный проект"), победитель районного этапа и лауреат регионального этапа Всероссийского творческого конкурса "Овеянные славою флаг наш и герб" в номинации "Методические разработки".:
«Я за одну смену, так как у обучающихся будет возможность посещать кружки и дополнительные занятия после школы. Со стороны работающих родителей тоже отпадает вопрос присмотра за детьми, если они будут покидать дом вместе».