Подготовка к поступлению в вузы — волнительный момент, который бывшие школьники переживают с особыми чувствами. Однако не меньше абитуриентов волнуются и вузы. Почему в один институт ребята бегут гурьбой, а в другой — приходится заманивать? За каждым учебным заведением стоит та или иная репутация. Ученые и маркетологи пытаются систематизировать эту репутацию, составляя списки. Рейтинги вузов существуют разные. Каким из них можно доверять?
Сложные рейтинги
Опубликовано новое важное и интересное исследование — рейтинг лучших университетов из стран БРИКС.
Новый рейтинг создавался Quacquarelli Symonds (QS) - организацией, являющейся автором и составителем одного из самых известных и цитируемых международных рейтингов вузов QS World University Rankings. В этот раз русскоязычная версия исследования была представлена в рамках проекта «Социальный навигатор». Цель данного проекта — наблюдать за развитием высшего образования в каждой из пяти стран БРИКС, определяя то, что является общим и положительным для системы образования этих стран.
В каждой стране проходили консультации с многочисленными экспертами, в результате чего для рейтинговых исследований были выбраны 8 показателей, на основе которых и был составлен рейтинг. Часть из них — традиционна для международного рейтинга QS, другая часть отражает приоритеты высшего образования именно в странах БРИКС.
Критерии, которые были учтены при составлении рейтинга, по мнению его авторов, несомненно, относятся к наиболее важным показателям деятельности крупного университета:
• репутация вуза в академических кругах;
• мнение работодателей об университете и его выпускниках;
• число преподавателей и сотрудников университета, защитивших докторскую диссертацию, и также число преподавателей, имеющих профессорское звание;
• число международных факультетов университета и число обучающихся иностранных студентов.
Что показал рейтинг? По мнению его составителей, российские вузы увеличивают конкурентоспособность, а значит ситуация будет меняться с высокой скоростью. На сегодняшний день в топ-100 рейтинга университетов из пяти стран БРИКС — вузы России составляют пятую часть, а количество университетов России, вошедших в топ-400, стало больше ровно в два раза: сегодня в топе-400 представлено 90 университетов России.
С одной стороны, это обнадёживающий результат, однако, с другой — имеются и не настолько радостные новости: в тройке лидеров российских университетов нет. Если в прошлом году МГУ имени Ломоносова занимал в рейтинге почётное третье место, то в этом он переместился на четвёртую позицию. Вся тройка лидеров — это китайские университеты.
Отрадно видеть в рейтинге существенно улучшившиеся позиции институтов физико-математического направления. Так, Бауманский Технический Университет поднялся на позицию в сравнении с прошлым опубликованным рейтингом, и теперь находится на 35-ом месте. МФТИ (физико-технический) занимает 45-ую строчку, передвинувшись сразу на 7 строчек вперёд. МИФИ (НИЯУ) продвинулся вперёд на 6 позиций и находится на 51 месте.
Наибольший рост показали:
- МИСИС (НИТУ) - он поднялся на 9 позиций с 98 на 89 место;
- Плехановский Университет (РЭУ) — также поднялся на 9 позиций, заняв вместо 100-ой строчки - 91-ю;
Впечатляющий скачок сделал Государственный Университет Алтая, выдвинувшийся вперёд на целых 46 пунктов, что позволило ему войти в топ-150.
СПбГУ опустился на три позиции, ему досталась лишь 15-ая строчка; Новосибирский Университет опустился на одну позицию, став 19-ым в рейтинге. Снизили результаты также ВШЭ, спустившись с 58-ой на 63-ю строчку; и МГИМО, подвинувшись с 35-го на 39 место.
Тройка лидеров:
• университет Цинхуа (Пекин), основанный ещё в 1911 году;
• Пекинский университет «Бэйда», занимающий ведущее место по количеству профессоров;
• Фуданьский университет (Шанхай).
В рейтинге рассмотрены следующие аспекты работы университетов: преподавание, научно-исследовательская работа, перспективы международной деятельности и перспективы успешного трудоустройства выпускников. При этом подсчитывались такие показатели, как количество научных статей и публикаций преподавателей и сотрудников университета, количество студентов, приходящееся на одного преподавателя, количество студентов из-за рубежа и иностранных преподавателей в вузе.
Разработчики рейтинга QS считают, что российские университеты не дотягивают до первых позиций по числу научных работ в международных изданиях. И связано это, прежде всего, с тем, что в наших вузах развита традиция публиковать работы, написанные на русском языке, и соответственно, для русскоязычной аудитории.
Методика оценки и её особенности
Основной акцент в рейтинге сделан на показатели, характерные именно для стран с развивающейся экономикой, и подчёркивают положительные особенности системы образования, сформированные именно для этих стран. Как подчёркивают создатели рейтинга, система, сводящая университеты пяти совершенно разных по экономическому развитию, территории, культурным особенностям, стран в единую таблицу, не могла не получиться противоречивой. Однако, несомненно, существуют такие показатели работы университетов, которые могут быть отражены именно в общем — глобальном рейтинге, в отличие от рейтингов, концентрирующихся лишь на одном определённом направлении.
Китайские университеты, ставшие лидерами рейтингового исследования, лидируют и по количеству их упоминаний активными научными работниками в различных странах мира. Если рассматривать топ-10 университетов именно по критерию упоминаемости, то первые 6 мест здесь будут принадлежать китайским университетам, два — университетам Бразилии, одному из России и одному из ЮАР. Второй опрос рейтингового исследования, в котором участвовали работодатели, также выяснял количество упоминаний вузов. По этому критерию 5 лидеров — китайские вузы, 2 — бразильских университета, один российский и два индийских.
Критерий, отражающий способность университета обеспечить качественное образование — отношение числа преподавателей к числу студентов. По этому критерию вся пятёрка лидеров — это российские вузы. Добавлены ещё два критерия, показывающие конкурентоспособность вузов стран БРИКС на мировом рынке. Количество иностранных студентов и преподавателей говорит о серьёзности настроя вуза оказаться в числе передовых мировых игроков и свидетельствует об авторитетности вуза в мире для того, чтобы учиться и работать в нём считалось бы достойным. В ЮАР по этому критерию больше всего преподавателей-иностранцев, а вот в России – больше всего студентов из-за рубежа.
Комментарий: Александр Ротов, выпускник СПБГЭУ, маркетолог, аналитик:
«Да, когда учился, периодически слышал о рейтингах вузов. Доверия было мало, критерии мне не понятны. Я относился к ним, скорее, как к оценке вуза с точки зрения успешности взаимодействия его руководства с органами образования, а не оценки объёмов и реально преподаваемых знаний. Честно говоря, сравнение вузов всегда казалось мне некорректным — в силу специфики и обилия возможных критериев, а уж с иностранными — тем более».