Главный атрибут школьного обучения — учебники. Не всегда их хватает, не всегда они такого качества, как хочется. Депутаты пытаются понять, как сделать поступление учебников в школы абсолютно прозрачным. Получится ли у них это? Кто будет покупать учебники? Для родителей ситуация с учебниками очень волнительная: порой их приходится искать по всему городу.
Учиться хотят все
В Госдуму внесён законопроект о перекладывании заботы об обеспечении учебниками общеобразовательных школ с региональных властей на федеральные. Идея задействовать для этих целей средства федерального бюджета принадлежит представителям партии "Справедливая Россия". Авторы законопроекта: Сергей Миронов, партийный лидер; заместитель председателя комитета Виктор Шудегов, курирующий вопросы образования в Госдуме; Николай Левичев, занимающий должность вице-спикера.
Депутаты привели следующие обоснования необходимости нового законопроекта. Ситуация с невозможностью вовремя получить бесплатные учебники не только серьёзно затрудняет учебный процесс и снижает качество образовательного процесса, но и порождает в обществе недовольство. Складывается мнение, что качественное образование можно получить только в некоторых отдельных регионах и мегаполисах.
Депутаты, выступившие с законопроектом, поясняют, что учебные пособия, о которых идёт речь, должны быть как в печатной, так и в электронной форме. Кроме того, речь идёт не о любых учебниках подряд, а об учебниках из особого федерального списка, рекомендованного для тех программ обучения, которые получили государственную аккредитацию.
Как считают авторы данного законопроекта, он поспособствует консолидации общества, укрепит общее образовательное пространство, сформирует новые принципы равноправия, а его принятие сделает стоимость учебников и школьных пособий более доступной.
Что произойдёт, если этот законопроект будет принят Госдумой?
В этом случае потребуется 33.78 млрд. руб. в год из федерального бюджета. Как получилась такая цифра? Авторы законопроекта исходили их того, что базовый комплект учебников стоит 9800 рублей. С учётом того, что в школах РФ обучается чуть более 13,5 млн. учеников, стоимость комплекта учебников за год составит 135 млрд. руб. По мнению авторов законопроекта, комплект учебников служит в среднем 4 года, следовательно, общие расходы составят примерно 33,8 млрд. руб.
Пока правительство законопроект депутатов от «Справедливой России» не поддержало. Как сказано в отзыве на него вице-премьера Сергея Приходько, в документе говорится о дополнительных средствах, которые требуется выделить из федерального бюджета, но при этом норм, определяющих порядок исполнения обязательств по оплате учебников, в документе не содержится.
Авторы законопроекта считают, что федеральные органы должны взять на себя обеспечение теми учебниками, которые относятся к обязательной части основных программ. Формулировка оказалась настолько нечёткой, что вызвала недоумение, а затем и новую волну критики. Недовольство законопроектом вызвало и отсутствие конкретных цифр: авторы не указали точного количества учебников, которых не хватает сегодня школам. Кроме того, нет обоснования того, что не получится решить проблему недостатка учебников какими-либо другими путями.
Учебников не хватает
А как обстоят дела сегодня? Итак, согласно существующему законодательству, обеспечивать учебниками все общеобразовательные школы сегодня должны региональные власти. Однако так происходит далеко не всегда. Не во всех регионах, и не в каждой отдельно взятой школе имеются для этого средства. Так как без учебников вести образовательный процесс невозможно, какой выход в этом случае может существовать у школ? Только обращение к родителям, с просьбой озаботиться покупкой учебников. И покупать учебники родители вынуждены за свой счёт. Чиновники регионов при этом ссылаются на то, что финансирования на учебники и учебные пособия оказывается недостаточным. Так ли это на самом деле?
Директор одной из школ города Кирова утверждает в СМИ, что на ежегодную покупку учебников приходится тратить огромные суммы из школьного бюджета, так как в школах буквально ежегодно изменяются программы, и примерно с той же частотой происходит переиздание учебников. То есть, новые комплекты приходится покупать каждый год. За счёт школьного бюджета их покупать оказывается абсолютно невыгодно – не хватает средств, и на родителей в таких случаях вся надежда.
Однако с таким подходом и такой точкой зрения категорически не согласны в Минобрнауки. Глава департамента государственной политики в области общего образования утверждает, что описанная директором ситуация — недопустима. По её словам, все регионы получают значительные средства, причём как раз из средств федерального бюджета. И количество выделяемых денег – довольно значительное, его должно хватать не только на комплекты учебников для всех классов школы, но и на интерактивные доски. И ещё оставаться на учебную мебель. Даже если в каком-либо отдельном регионе и были сложности с созданием библиотечного фонда и закупкой учебников на следующий год, им была оказана дополнительная помощь за счёт федерального бюджета, поясняет госпожа Низиенко.
Что же получается? Деньги выделяются, но учебников как не хватало, так и не хватает? Значит, деньги неверно или недостаточно грамотно распределяются?
Существует специальный надзорный орган, в обязанности которого входит контроль расходования средств, но конкретную школу, согласно этому закону, можно проверять не чаще, чем один раз в три года. Да ещё и отчитываться этот надзорный орган обязан перед региональным отделам Минобразования, то есть, как раз тем чиновникам, которых и следовало бы проконтролировать.
Эксперты советуют тем родителям, которых в школе просят самостоятельно заплатить за учебники, отстаивать свои права в суде. Для того чтобы нарушениями занялась прокуратура, родителям следует написать заявление. Но по ряду причин, мало какой родитель захочет конфликтовать со школой, в которой ещё долго предстоит учиться его ребёнку.
В прокуратуре считают, что родители просто пока не слишком осведомлены о том, что вопрос можно решить через правоохранительных органах. По заявлению или зафиксированному звонку от родителей инициируется проверка, и вопрос с учебниками, как правило, быстро решается, причём с выплатой компенсаций.
Интересно то, что во многих городах никакой проблемы с нехваткой учебников нет, хотя школы изначально находятся в одинаковых условиях. Вот, например, в Костроме, проблем с бесплатной выдачей школьных учебников нет ни в одной школе и ни у одного класса, начиная от первоклашек и заканчивая выпускниками. А в школах некоторых городов многие родители вообще не знают, что их детям положены бесплатные учебники, и из года в год вынуждены покупать их самостоятельно.
Комментарий:
Леденева Евгения Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ N527 Невского района Санкт-Петербурга, победитель ПНПО "Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга — 2015":
В соответствии со ст.35 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Это касается получения бесплатного образования согласно учебному плану школы в отличие от платных дополнительных образовательных услуг, где могут приобретаться необходимые учебные пособия за счет родителей (на усмотрение школы). Средства выделяются за счет бюджетных ассигнований. Администрация школы отслеживает обеспеченность учебниками обучающихся, если возникает необходимость, библиотекарь формирует заявку. Образовательная организация проводит торги по закупке учебников и учебных пособий. По моему мнению, все предельно просто и никаких проблем возникать не должно, по крайней мере, в нашей школе все ученики начальных классов обеспечены учебниками с CD-дисками и рабочими тетрадями. Вопросы могут возникать там, где присутствует человеческий фактор: ошиблись в подсчетах, пропустили в заказе и т.п. Вот тогда возникает ситуация, когда дети остаются без учебников и родители вынуждены приобретать их за свой счет, что является прямым нарушением законодательства. Если говорить о качестве бесплатных учебников, то в настоящее время существует множество учебно-методических комплексов для начальной школы, с которыми работают различные издательства. Полиграфическое качество учебников зависит от производителя, содержание – от автора. Образовательная организация выбирает УМК по которому ведется обучение. Наша школа работает по УМК «Перспектива», учебники и учебные пособия выпускает издательство «Просвещение», которое не нуждается в рекламе. Качество полиграфии радует, приложения на CD-дисках находятся в открытом доступе на сайте издательства, что очень удобно, если по каким-то причинам рядом не оказалось нужного диска. Что касается содержания учебника, то могу сказать, что идеальных изданий не существует. Если учитель творческий, то он дополнит содержание урока своими заданиями или предложит детям написать свой вариант страницы, отдельного упражнения, задачи, стихотворения или рассказа, что соответствует принципам