Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Кабы, если бы вступил — институт бы полюбил...

Завершилась вступительная кампания в вузы, и можно подвести очередные итоги этого года. Какие новшества и изменения можно отметить?

Общие итоги

Вероятно, одним из самых значимых с организационной точки зрения нововведений было изменение количества этапов зачисления. В первой волне, как и предполагалось, было занято 80% бюджетных мест, а во второй — оставшиеся 20%. Нововведение доказало свою жизнеспособность и удобство использования и не вызвало нареканий ни со стороны поступающих, ни со стороны приёмных комиссий.

190046d78eea825976f5f5305c3cf4d2_XL.jpg

Отличие вступительной компании было ещё и в том, что каждый выпускник имел возможность повысить свой шанс на поступление, показав приёмной комиссии свои достижения, своё портфолио. Например, спортивные достижения – дипломы спортивных соревнований и значки ГТО, аттестат с отличием, призовые места олимпиад. Общее количество мест (бюджетных) составило 576 тысяч. Дмитрий Ливанов, министр образования, отметил, что в этом году на инженерные специальности выделено больше мест с бюджетным финансированием, так как на выпускников этого профиля имеется высокий спрос. А вот бюджетных мест на юридические, экономические, и некоторые гуманитарные специальности в этом году было выделено почти на 15% меньше, однако в рейтинге поступающих эти профессии всё равно лидируют. 

В этом году увеличилось количество желающих поступить в медицинские, педагогические и некоторые технические вузы, а также на ряд специальностей, связанных с иностранными языками. Представитель Рособрнадзора отметил и нарушения в работе приёмных комиссий. Так, в 15 вузах был занижен балл, необходимый для поступления в них. Примечательно, что нарушители — не только частные, но и некоторые государственные вузы, которые поспешили оправдать или хотя бы объяснить свои нарушения введением двухуровневого экзамена по математике. У семи вузов были отозваны лицензии. В их работе ещё ранее был выявлен ряд нарушений, предписания по их устранению выполнены не были.

Математика – царица наук?

Одним из главных новшеств, вызвавшим наибольшее количество обсуждений, стало разделение экзамена по математике на базовый и профильный уровень, и нововведения при поступлении, с этим связанные. Если в списке вступительных испытаний конкретного направления конкретного вуза есть математика — это значит, что поступать на это направление может только тот абитуриент, который сдавал ЕГЭ именно на профильном уровне. Если математика для поступления на конкретное направление не нужна, достаточно сдать её на базовом уровне.

Как же повлияло это новшество на итоги вступительной кампании? Произошло резкое сокращение количества студентов, поступающих на инженерно-технических специальностях, требующих "профильной" математики. Причём, вовсе не во всех вузах, а только в некоторых.

Одновременно с оттоком увеличилось количество желающих поступить на специальности, где достаточно лишь базового уровня, даже с учётом того, что такое количество специалистов вряд ли будет востребовано в будущем. Как это всегда и происходит, в СМИ сразу же раздались возмущенные голоса. В нашей стране взят курс на импортозамещение и модернизацию, а абитуриентов, тем не менее, подталкивают воспользоваться лишь базовой математикой или, как с лёгким пренебрежением её сейчас называют, журналисты "математикой для жизни"? Как же так? Кто виноват?

Вот, например, что говорят об этом депутаты. Даже если будущий студент и хочет получить инженерную специальность, сделать это не так просто, учитывая качество школьной подготовки. Эксперты считают, что качество математического образования резко падает:

1. Если три года назад математика считалась флагманом образования, то в этом году впервые на международной олимпиаде наша сборная не выиграла золотые медали.
2. Постоянно занижаются минимальные баллы ЕГЭ, необходимые для того, чтобы выпускник поступил.
3. Почти 25% выпускников не в состоянии решить задачки за шестой класс.

Всё это, по мнению экспертов, свидетельствует о системном кризисе в математике. С такой позицией можно поспорить. Не следует забывать и то, что с олимпиады наша сборная привезла 6 серебряных медалей. А конкурс на инженерные специальности в крупных ведущих вузах – отнюдь не маленький.

Напомним, что разделение экзамена по математике на уровни было положительно оценено подавляющим большинством экспертов, отмечающих, что в том, что есть дети с разными математическими способностями, нет ничего странного и особенного. По словам уполномоченного по правам ребёнка в Москве, двухуровневый экзамен призван создать психологический комфорт для учеников, для учителей и для родителей. Говорить, скорее, можно не о системном математическом кризисе, а о том, что во вступительной кампании этого года желание этого психологического комфорта пересилило желание получить специальность, связанную со сложной математикой. Ну, и желание поступать в не слишком престижный вуз местного значения оказалось не слишком сильным, но ведь это вполне естественно?

Локальные итоги Москвы и Петербурга

На пресс-конференции, речь в которой шла об итогах зачисления в вузы, выступали ректоры. По их словам, портфолио, которое впервые оценивалось и использовалось в этой вступительной кампании, вполне себя оправдало, однако в нём обнаружились недоработки. Их необходимо устранить к следующему году. Так оказалось, что нет соглашения между Минобрзованием и Минспортом, поэтому количество дополнительных баллов за спортивные достижения пришлось пересчитывать. Но портфолио доказало свою полезность.

Ректоры рассказали, что отличием приёмной кампании стала высокая востребованность таких специальностей, как "Нанотехнологии" и "Материаловедение". Впервые конкурс на них не ниже, чем на IT-специальности с традиционно высокими рейтингами. Ректоры экономических вузов отметили, что спрос на их профильные специальности не упал, хотя рынок перенасыщен.

Подведены итоги и в вузах Санкт-Петербурга. Средний конкурс в них составил 12 человек на место, что соответствует прошлогоднему уровню. Однако на некоторых гуманитарных специальностях он достигал 50 и даже 100 человек. Так самые высокие конкурсы были отмечены в СЗИУ — 45 человек на место в среднем по вузу, и в СЗФ РПА Минюста России — 61 заявление на одно бюджетное место. В медицинских вузах города конкурс был ещё выше, достигая на некоторые специальности 230 человек на место. Победители олимпиад среди зачисленных на бюджет студентов северной столицы составляют почти 4.5%: это большой процент, почти в два раза превышающий прошлогодний результат.


Комментарий:

Роман Харланов, заместитель главы администрации г.п. Видное:

За последние 20 лет высшее образование претерпело существенные изменения. Если раньше многие абитуриенты при выборе ВУЗа придерживались принципа «ближе к дому и с военной кафедрой», то сейчас ситуация модифицировалась из-за ЕГЭ. Возможности для поступающих расширились: можно подавать заявки сразу в несколько учебных заведений, включая престижные, и если набранное количество баллов достаточно, велик шанс поступить без протекций. Это расширяет горизонты для действительно талантливой молодежи!

Большинство современных школьников при выборе вуза прислушиваются к мнению родителей, и это правильно – самостоятельно выбрать свой путь в 17 лет могут единицы. Но важно понимать, к чему стремится сам выпускник, чтобы избежать разочарований и безликих галочек в графе «образование», и помнить, что даже взрослые не всегда могут точно спрогнозировать, какие профессии будут востребованы через 5-6 лет.

В настоящее время в этой сфере наблюдается серьезная проблема с финансированием, что приводит к коммерциализации и уходу от фундаментальных основ высшего образования. Это в целом негативно сказывается на его качестве. Считаю, что государство должно проявлять большее внимание в обеспечении деятельности ВУЗов, включая финансовый аспект. Следует также повысить критерии при поступлении на бюджетные места, особенно в тех специальностях, на которые сейчас повышенный спрос – технические и инженерные.
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?