В России прошел «Всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа». Его участники могли реализовать свои способности и завоевать призы. Все это, в первую очередь, касается образования: ведь здесь принимались на работу курсовые и дипломные студентов, исследования преподавателей. О воспитании патриотизма говорят сейчас много. Как именно его проводить в образовательных учреждениях?
Строгие правила
Министерство образования и НКО «Центр современных образовательных технологий» объявили о начале нового творческого проектного конкурса. Проводится он не первый раз, но вызывает и неподдельный интерес у целевой аудитории, и споры о его необходимости и значимости.
На конкурсе курсовых и дипломных работ вузов и колледжей были представлены исследования, касающиеся героического прошлого нашей страны и важнейших событий, происходивших в обозримом историческом прошлом в жизни наших соотечественников.
Руководитель проекта конкурса подчеркнул, что тематика вызвала интерес у целевой аудитории, и организаторы получили и продолжают получать интересные творческие проекты из различных регионов страны.
Были обозначены цели конкурса дипломных и курсовых работ: актуализация проектной и творческой деятельности студентов и учащихся, связанных с историческим прошлым нашей страны, и в частности, с её героическими страницами и важнейшими событиями.
В конкурсе, как и в проходивших ранее подобных мероприятиях, действуют три номинации:
1. Филологические и культурологические исследования;
2. Философские и психологические творческие проекты;
3. Проекты, касающиеся краеведения.
Основные критерии оценки работ, представленных на конкурс:
- материалы должны целиком и полностью соответствовать цели работы и её содержанию;
- в работе должны быть представлены биографические данные о жизни и деятельности известных людей, патриотов России;
- материалы и само исследование должны быть актуальными, достоверными и значимыми;
- материал должен содержать личный вклад автора в исследование.
Окружные этапы конкурса закончились, затем стартовал финальный его этап в Москве.
О прошлом замолвите слово
Нужно ли знать героическое прошлое России? Конечно же нужно!
Все те серьёзные изменения, которые произошли и продолжают происходить в обществе, в его социально-культурной и экономической сфере, продолжают формировать личность, способствовать её становлению. Немало сегодня говорится о кризисе: системном нравственном и духовном, касающемся общих ценностей личности. Думающая часть общества отмечает и проявляющиеся негативные последствия этого в виде отчуждения общества от тех исторических ценностей.
Поэтому общество, опять-таки, не целиком, но большая и думающая его часть, вполне определённо признаёт, что изменить ситуацию можно только критическим осмыслением истории.
Педагоги не устают говорить о том, что молодёжь и подрастающее поколение утратили интерес к истории. А ведь прошлое является независимой ценностью, тем фактором, который показывает отношение личности и общества в целом к стране, к соотечественникам.
Об осознании своего кровного родства с отечеством писал ещё Виссарион Белинский. И это осознание не может усваиваться как чисто познавательный элемент или, по образному выражению профессора Васильева, "как ряд слагаемых". Усваиваться они могут только при определённом личностном отношении, в котором эмоциональное идёт вместе с оценочным.
О чём пишут участники конкурса
Общее мнение по итогам уже завершённых мероприятий в этом и прошлом годах однозначно: и участники, и оценочная комиссия работают с большой ответственностью и интересом.
Члены жюри рассказали журналистам, что наиболее интересными в работах участников из северокавказского региона стали краеведческие работы, что особенно значимо для региона с многонациональным населением. Символичной стала победа на региональном этапе конкурса работы о воспитании толерантности молодёжи средствами зрелищно-игровых кавказских традиций.
Ещё один член экспертной комиссии, преподаватель университета, рассказал, что был заинтересован наличием в изученных им конкурсных работах полезных методических разработок, включающих архивные материалы: они могли бы быть использованы на занятиях по патриотическому воспитанию. Впрочем, он же отметил, что оценки за большое количество работ были снижены из-за того, что не полностью соответствовали тематике.
Темы, представленные на конкурс, отличаются многообразием, и всё-таки очень много было краеведческих материалов. Интересно то, что трактовка событий именно как трудовых и военных свершений практически во всех работах подавалась через призму оригинальных исследований их повседневной, бытовой стороны.
Наиболее интересные и оригинальные вопросы, затронутые конкурсантами, касались исследований организации повседневной жизни в период Великой Отечественной войны, или того, как именно сказалась на отдельном человеке всеобщая индустриализация. Большое количество работ рассказывало о геополитических аспектах, например, о Северном Морском пути, его становлении. Члены экспертной комиссии отмечают, что в большинстве работ о патриотизме говорится как о проявлении любви и бережного внимания к своему краю, к своей малой родине. Во многих конкурсных работах рассказывалось об истории создания того или иного архитектурного памятника или населённого пункта. Чтобы найти наиболее интересную информацию, участники не только обращались к архивной информации, но и брали самостоятельные интервью.
Из негативных моментов конкурса экспертная группа отметила достаточно большое количество работ, в которых личный вклад автора не просматривается.
Часто встречались работы, в которых авторы освещали роль РПЦ и её деятельность в годы преследований.
Эксперт по Крымскому округу специально подчеркнул, оценивая труды авторов из Крыма, что абсолютно все работы основаны на подробных краеведческих исследованиях, что говорит в первую очередь о том, что в Крыму устойчивые традиции изучения исторических и культурных особенностей полуострова.
Интересное наблюдение сделал лидер одного из направлений волонтёрского движения, член экспертной группы. Речь идёт о нескольких трактовках понятия "патриотизм", встречающихся в проектных работах. Многие участники раскрывают это понятие через коллективные общие дела: подготовкой выставки или концерта, экскурсионным маршрутом, который прошли коллективно, или ещё каким-то общим сплачивающим мероприятием. Ещё одна трактовка, также широко представленная у конкурсантов, это героические подвиги отдельной личности, служение отечеству. Речь, прежде всего, идёт о деятеле искусства или религиозном деятеле. И наконец, трактовка патриотизма — как знания своей малой родины, восстановление каких-либо неизвестных страниц в истории своего населённого пункта или даже в истории своей семьи.
В качестве вывода можно привести слова эксперта, описавшего задачи, которые, по его мнению, помогает решить конкурс. Он считает, что изучение архивов, биографий земляков, совершивших в своей жизни значимые поступки, формируют у молодёжи новую систему ценностей, прививают любовь к культуре народа.
Кстати, подобные конкурсы регулярно проходят и в отдельных регионах. Так, например, в прошлом году на них побеждали работы, в которых участники писали про историю населенных пунктов и архитектурных памятников, исторической памяти, воспитания толерантности, блокадного Ленинграда, войны 1812 года.
Новые конкурсы не за горами. Наверняка, их устроители уже разрабатывают методические указания, чтобы работы были еще интереснее.
Комментарий:
Инна Чувашова, учитель английского языка:
«Я такие конкурсы приветствую, так как дети узнают что-то новое для себя по данному предмету. Когда я училась в школе, не припомню ни одного конкурса, который проводился по данной тематике. Я бы сама не хотела поучаствовать в таком конкурсе. А вот детей привлекать к таким конкурсам необходимо!»