Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Укрупняемся, чтобы обучать?

Заинтересованная общественность, депутаты и профильные ведомства обсуждают вопрос о создании Госкорпорации, основным направлением деятельности которой может стать развитие образования. У этой идеи есть плюсы и минусы.

Инициатива создания такой структуры была выдвинута главой крупного издательства. Сейчас это издательство контролирует около половины всего рынка школьных учебников. Издатель полагает, что у такой структуры были бы все основные нити воздействия на те министерства и ведомства, которые в той или иной форме отвечают за организацию образования в материальном плане. 

Вопросов, которые могла бы курировать Госкорпорация, выдвинуто довольно много. Это и проектирование школьных зданий, и вопросы обеспечения учеников школьной формой, и издание учебников. По мнению инициаторов предложения, такая структура-монополист даст новый импульс развитию производства в стране и повысит управляемость ресурсов, тратящихся на образование. Господин Узун подсчитал, что экономия ресурсов, выделяемых госбюджетом на образование, может составить 10-12 %.

Что говорят о создании Госкорпорации эксперты

Насколько в действительности полезной окажется структура подобного рода? Не станет ли она ещё одной надстройкой, бесполезной, но контролирующей финансовые потоки, и, как нередко это происходит, в свою пользу? Мнение экспертов, как водится, оказалось неоднозначным. 

Так Евгений Бунимович, учитель и одновременно уполномоченный по правам ребёнка в Москве, рассказал журналистам, что такая идея, объединяющая основы школы в их материальном выражении, выглядит вполне разумно. Однако при этом господин Бунимович опасается, что, создаваясь как монополист, Госкорпорация устранит всю имеющуюся в этой сфере конкуренцию, тем самым ухудшив качество любого проекта и начинания в этой сфере. 

untitled.jpg

Блогеры напомнили, что качество школьной формы, учебников и школьных зданий уже и сейчас настолько печально, что дальше ухудшать их качество просто некуда. Кроме того, по словам господина Вербицкого, во время существования СССР конкуренция в вопросах материальной базы образования отсутствовала полностью, а порядок, тем не менее, был. 

Некоторые эксперты полагают, что новая Госкорпорация, хоть и не сможет решить все проблемы, стоящие сегодня перед образованием, тем не менее, сможет существенно снизить коррупцию в этой области. Бюджет на образование составляет 3 трлн. рублей. Больше средств расходуется только на оборону. Однако эффективность их расходования оставляет желать лучшего. По словам депутата, более трёх четвертей закупок в образовательной сфере либо явно коррупционны, либо сомнительны. 

Олег Смолин, замглавы комитета государственной думы по образованию, рассказал журналистам, что Госкорпорация теоретически могла бы принести пользу, однако государственных предприятий, которые имело бы смысл объединить, практически не осталось. Все издательства, печатающие учебники, и все предприятия лёгкой промышленности, шьющие школьную форму, находятся в частных руках. 

Профильные министерства выступили против

Отзывы ведомств о новой инициативе были, в том числе, и отрицательные. 

Минобрнауки сообщило, что общественный совет при министерстве отозвался об инициативе отрицательно, о чём в правительство и был направлен отзыв. Сопредседатель совета, директор ЦО №109 Евгений Ямбург сказал журналистам, что считает тему очень непростой и свою позицию пока формулировать не будет. 

Минэкономразвития отметило в своём отзыве, что оценить целесообразность такого шага сегодня невозможно. И прежде всего потому, что не проработаны основные положения инициативы. В частности, инициативная группа даже не проанализировала проблемы, которые обусловили бы необходимость создания новой структуры, а также не представили обоснования и проекта стратегии развития новой структуры. Министерство подчеркнуло в отзыве, что такое желание является прямым противоречием конституции РФ, в которой как раз отмечается и признаётся идеологическое многообразие. 

В отзыве Минфина отмечено, что в РФ работает программа "Наша Новая Школа" с аналогичными целями, финансируемая в рамках проекта "Образование", через госпрограмму "Доступная среда", и ещё целый ряд действующих программ. В период 2010- 2014 год на эту программу было потрачено порядка 180 млрд. руб. Именно поэтому создавать практически аналогичную по целям структуру нецелесообразно. Кроме того, декларируемый монополизм и отсутствие конкуренции — прямое противоречие Конституции РФ.

Минпромторг сообщил в отзыве, что не имеет ни замечаний, ни предложений в части своей компетенции, и только Минстрой поддержал общую концепцию образования Госкорпорации, отметив при этом, что категорически возражает, против того, чтобы новая структура обладала функциями заказчика при строительстве новых учебных корпусов. 

В издательстве, являющемся инициатором проекта создания Госкорпорации, объяснили отрицательные отзывы сложностью и многоплановостью самого вопроса образования новой структуры. 

В пресс-центре издательства сообщили журналистам, что госкорпорации в важных для государства областях существуют во всём мире. Инициатива была подготовлена с учётом опыта работы издательства с органами образования в регионах и с педагогической общественностью. 

Объёмы интересов Госкорпорации

Немного статистики:
  • 14,3 млн. учеников посещали школу в 1014-2015 году; всего же у нас в стране 44 100 школ. 
  • В прошлом году было создано 55,6 тысяч новых ученических мест. Объём рынка школьных учебников в России приближается к 20 млрд. руб. 
  • Рынок школьной формы может составить 60 млрд. руб. 
  • Каждый год, согласно нормативам, должно сдаваться в строй 5,5 млн. кв. м. учебных корпусов. 
Таким образом, предполагаемая Госкорпорация могла бы контролировать рынок, составляющий 90 млрд. руб. в год, подсчитали эксперты, опрошенные журналистами РБК. 

Мысль, подводящую итог размышлениям о целесообразности новой госструктуры, интересно выразил эксперт из ВШЭ. Он отметил, что такой механизм как госкорпорация в сфере образования, не существует ни в одной достаточно крупной стране. 

И как давно и точно свидетельствует экономическая наука и простой житейский опыт, там, где образовывается монополия, там, в длительной перспективе, неизбежны снижение эффективности и рост затрат. 


Комментарий: 

Алексей Шустов, политолог, кандидат психологических наук: 

«К идее отношусь нейтрально. Её реализация приведёт к ещё большей монополизации обеспечения государственного учебного процесса. В случае ответственного отношения руководства такой корпорации к своим функциям кое-что может быть улучшено. Несомненно, упростится процесс распределения государственных финансов среди аффилированных лиц. Если руководство будет менее ответственным, то упрощение распила бюджетных средств наступит без улучшений для системы образования.

А в целом для улучшения системы образования нужна твёрдая рука реформатора, способного разделить стандартную систему образования "для всех", выстраиваемую по трём-четырём стандартным шаблонам, и экспериментальную систему образования для "смелых" родителей, готовых отдать своих детей в руки педагогов-инноваторов».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?