Совсем скоро для дошкольников, которые, как говорится, еще «пешком под стол ходят», будет создан словарь, помогающий им осваивать правильный и грамотный русский язык. А кроме него появятся также учебник с грамматическими правилами и тетрадь с заданиями, которые малыш мог бы выполнять самостоятельно. Заказ на разработку такой учебной литературы был размещён на портале госзакупок.
Зачем это для дошкольников
Минобрнауки в дополнение к выпуску новых учебных пособий для детей 5-6 лет планирует также провести экспертизу уже существующих сегодня азбук, букварей, других форм словарей для самых маленьких учеников. Они написаны, по большей части, ещё в советское время, и поэтому несколько отошли от сегодняшних языковых реалий. Трудно спорить, что ситуация с учебной литературой для малышей приближается к критической.
О требованиях к новым изданиям чётко говорится в пояснениях к госзаказу. В последние 20-25 лет произошло существенное обновление русской речи. Связано оно с экономическими, политическими и социальными изменениями, произошедшими в стране. Изменения не могли не вызвать внедрение в языковую среду иноязычных слов, в основном с английскими корнями, а многие слова и понятия, широко использовавшиеся в языковой практике ещё несколько десятилетий назад, перешли в разряд устаревших. Но новых словарей и грамматик, учитывающих такие серьёзные перемены, до сих пор создано не было, по крайней мере, в масштабах уровня всероссийских учебных пособий.
В пояснительной записке уточняется также, что уровень владения русским языком среди молодёжи явно оставляет желать лучшего, и в немалой степени это связано с тем, что на раннем этапе развития малыша закладываются неверные, а скорее, просто сниженные нормы русского языка. Новые учебные пособия могли бы использоваться на занятиях в детских садах или в качестве литературы для семейного образования.
Что могло бы помочь?
Задача поставлена, наверное, важная и своевременная. И главное, нельзя сказать, что наработок по изучению русского языка самыми маленькими учениками за эти несколько десятилетий не было сделано вообще. Наоборот, за это время развились две "ветви" преподавания русского языка малышам, причём собрана и хорошая учебная база.
1. Во-первых, это преподавание в полиэтнических детских садах или для детей мигрантов. Вице-президент одного известного издательства рассказала журналистам, что коллектив четыре года разрабатывал учебные материалы именно для этого контингента детей. Эти наработки могут быть использованы в качестве рабочих материалов для грамматик и словарей дошкольникам.
2. Есть и ещё одна группа словарей и грамматик. Это пособия для детей эмигрантов, сделанные на действительно высоком уровне, так как их авторы - люди, по-настоящему заинтересованные в сохранении правильного и красивого русского языка в диаспорах.
Мнение родителей
Журналисты опросили родителей. Мама будущей первоклассницы сказала: хочется, чтобы все учебные подобия помогали детям получать знания, были бы интерактивными, потому что интерактивность сейчас действительно полезна и понятна будущим школьникам. Но главное, ребёнку должна быть обеспечена психологическая защищённость, радость и удовольствие от самого процесса получения знаний. Очень важно, чтобы словарь, учебник, рабочая тетрадь, любое учебное пособие, предназначенное дошкольникам, было бы интересным для ребёнка любого уровня развития, обеспечивало бы всем «равный старт». Главное в учебниках для детей такого возраста - это сохранение здоровья и психологического комфорта.
Ещё одна мама, считает, что словари и рабочие тетради должны быть красочными и красиво оформленными, но не должны развлекать: они обязаны предлагать качественные знания. Достаточно трудно соблюсти баланс между интересным материалом для ребёнка и таким, который всё-таки обеспечивал бы качественные знания. Самое главное, чтобы учебная литература для малышей ограждала бы их от вредной и порой небезопасной информации, поэтому тестирование содержания учебных пособий должно проводиться с особой тщательностью.
Один из пап рассказал, что словарь и другие учебные материалы по русскому языку должны быть максимально простыми и максимально приближёнными к действительности. Современным детям намного больше знакома техника и современный транспорт, чем породы сельскохозяйственных животных. Отражение жизненных реалий и станет критерием качества новой учебной литературы. Главная роль в разработке учебных пособий должна быть отдана иллюстратору. Конечно, он в первую очередь должен быть хорошим художником. Но не менее важно, чтобы он понимал, что делает рисунки в книжке для всех детей, а дети — очень разные. Поэтому главной должна быть реалистичная подача, а не то «как он видит». Категорически должны быть исключены ошибки, неправильно согласованные предложения: их сейчас много в литературе для малышей.
Да вот и пример под руками. В одной из книжек на страничке нарисован большой медведь, и подпись под картинкой: «Кто хлебал в моей чашке?» вместо «Кто хлебал из моей чашки». Родители говорят, что очень неприятно видеть неправильное употребление предлогов, союзов, окончаний в детской литературе. Составителям учебников следовало бы уделить особое внимание профилактике ошибок.
Принципы, которые полезно учесть
О том, что хотелось бы видеть в учебных пособиях для детсадовцев, журналистам рассказали ученые:
1.Нужно употреблять современные слова. Малоупотребительные, устаревшие и архаичные слова не следует включать в учебные пособия для малышей. Не стоит злоупотреблять и лингвистической терминологией, как это было распространено в учениках по русскому языку для начальных школ в СССР. Сегодня она только отвлекает внимание детей, делая процесс обучения менее интересным.
2.Следует учесть разницу между поколениями детей, обучающихся по букварям советского времени, и сегодняшних дошколят. Старшее поколение учили по букварю и азбуке не самому языку. Их учили читать, писать, им объясняли, почему следует говорить так, а не иначе. Современная реальность такова, что большую часть 5-6 леток нужно учить и самим основам языка, накапливая их лексический багаж. И здесь особую роль должны играть не учебники грамматики, а именно словари русского языка и интерактивные рабочие тетради.
3.Объём грамматического материала для 5-6 леток, а также лексика, удачно регулируется применением детских стихов. Интересная тема, ритмика и рифма позволяют запоминать стихи легко и быстро, осваивая при этом интонационные и фонетические навыки. Особое внимание должно быть уделено тематике стихов: она должна быть такой, какую легко воспринять современному ребёнку. Например, хорошие стихи таких поэтов как А. Барто, С. Маршак, считающиеся классикой и повсеместно используемые в старых советских букварях, возможно, не всегда пригодны для сегодняшнего использования на уроках русского языка для малышей. Поскольку часто речь в них идёт о непонятных сегодняшним детям предметах темах.
4.То же касается сказок, басен и пословиц. Это огромный пласт русской культуры, квинтэссенция народной мудрости. Знакомить с ними детей нужно обязательно, и как можно раньше. Но не следует переоценивать их значение именно как учебного материала. Для того чтобы воспринимать их правильно, ребёнку нужен определенный культурный багаж.
5.Нередко считается, что для занятий русским языком дошкольнику необходимы исключительно крупные и яркие картинки, правила грамматики, изложенные в рифмованной форме, другие дополнительные приёмы в виде хорового пения или ритмических движений, то есть особые приёмы, напрямую не связанные с изучением русского языка. Однако важно не только это. Ребёнок получает удовольствие от самого процесса изучения языка, узнавания новых слов, словообразования, то есть изучение языка — это процесс, увлекательный сам по себе. Естественно, что учитель при этом должен не только владеть русским языком на высоком уровне, но также должен много знать, и быть творческим человеком. Развлечения же полезны как отдых в перерывах и после занятий.
Комментарий:
Дондоков Саян - стратегический консультант органов государственной власти: «Да очень своевременное решение, ведь с появлением компьютеров и гаджетов молодежь перестала писать по-правилам, поэтому, так резко упала грамматика и пунктуация. Молодое поколение перестало думать, читать, писать и от этого падает общий уровень образования! У нас есть все шансы вернуть себе звание самой образованной страны».