По мнению заместителя председателя Банка России Сергея Швецова, обучение финансовой грамотности требуется сделать обязательным для учеников школ, причём в самые короткие сроки. О том, как конкретно это будет происходить, шла речь на пресс-конференции, тема которой - подготовка предварительной программы и учебных блоков новой дисциплины.
По словам Сергея Швецова, без понимания основ такого типа грамотности ученик не должен выходить из школы. Школу следует оценивать, как социальный институт, где через школьное обучение проходят абсолютно все и где возраст школьника позволяет наиболее активно впитывать знания. Использование возможности школьного обучения позволит, по мнению господина Швецова, уже через 10 -15 лет получить население, на должном уровне владеющее основами финансовой грамотности.
Денежные уроки
Будет ли решена подобная задача, и о чём станут говорить педагоги на новых уроках?
Наталья Третьяк, заместитель министра Минобрнауки, рассказала на пресс-конференции, что уже созданы предварительные программы, совсем скоро они будут внесены в федеральный реестр. Планируется включить туда следующие блоки или модули:
• основы формирования доходов: как личных, так и семьи;
• принципы действия системы страхования рисков;
• виды и формы заёмных средств, различные типы кредитов и их отличия;
• принципы формирования федерального бюджета;
• виды систем пенсионного накопления и их отличия.
Примерная программа войдёт отдельным блоком в такие специальные предметы, как «Экономика», «Право» и общий - Обществознание. Впрочем, отдельно взятая школа может использовать данную программу и при изучении любых других предметов. Сергей Сторчак, заместитель министра финансов, заметил на пресс-конференции, что подготовленные школьники смогут влиять на своих родителей и взрослых членов семьи, повышая общую финансовую грамотность. Стремление (и умение) планировать бюджет накладывает отпечаток на структуру потребления семьи, а следовательно, на её финансовое благополучие.
В текущем и следующем году будет подготовлено большое число преподавателей, владеющих методиками, которые действительно смогут преподавать финансовую грамотность школьникам.
Будущие бизнесмены или домохозяйки?
Насколько этот курс необходим? Специалисты считают, что повышение грамотности молодёжи в области финансов является одним из важнейших, так как с финансовой грамотностью у населения России дела обстоят далеко не лучшим образом.
Как отмечал в интервью «АиФ» Дмитрий Янин, председатель КонфОП, статистика складывается так:
-60% россиян не понимают принцип действия системы страхования вкладов, не владеют информацией о его недостатках, ограничениях и положительных сторонах;
-30% полагают, что их потери при любом инвестировании, вкладах в разные коммерческие структуры или при покупке акций государство должно возместить;
-50% населения РФ не способны увидеть и опознать принципы финансовой пирамиды, даже несмотря на то, что в 90-ые годы более двухсот организаций подобного плана нагрели руки на доверчивости и недостатке знаний людей;
-серьёзным фактором риска можно считать кредиты, они часто берутся без должного анализа. Россияне просто подписывают кредитный документ, не вникая в его условия. И в первую очередь это касается напечатанного мелким шрифтом. В нашей стране набрано огромное количество потребительских кредитов, в целом на займы приходится не менее 10% ВВП, что превышает их долю даже в развитых западных странах.
Но почему так происходит? Делается ли что-то, чтобы повысить финансовую грамотность? Об этом — чуть ниже.
Money, money... education
Да, делается, и работа проводится очень большая. Государство, различные финансовые корпорации, тренинговые центры, вузы предлагают значительное число программ, направленных на обучение и повышение финансовой грамотности. Перечислим только некоторые из них.
На разработанную правительством программу развития финансового образования в РФ взяла займ у МБРР в размере 25 млн. долл. на 14 лет. Стоимость проекта составила 113 млн. долл., 88 млн. из которых - это средства государственного бюджета. Широко распространена и активно действует программа «Финансовая культура и безопасность граждан», главным инвестором и партнёром которой названа корпорация «УРАЛСИБ». Наиболее известным проектом в её рамках является интернет-портал «Город финансов». Свою основную задачу сетевой ресурс определяет как обучение принципам пользования финансовыми инструментами для того, чтобы принимать грамотные финансовые решения. Ресурс рассчитан в основном на молодёжь.
Крупнейшая некоммерческая международная организация «Достижения молодых» JA Worldwide также разработала и использует программу для школьников средних и старших классов, направленную на теоретическое и практическое обучение личному предпринимательству, и обучение финансовой грамотности в целом.
Эльвира Набиуллина, глава Банка России, в прошлом году утвердила целый ряд образовательных и обучающих мероприятий. Здесь и мультфильмы для детей школьного возраста на тему адекватного использования финансовых и банковских инструментов, новое издание книги «Финансовые сказки», выпуск «Банковской азбуки» - адаптированной брошюры из которой можно узнать о разных типах кредитования.
В чём же проблемы? Потоки денег — в обучение
Но, несмотря на проделанную работу и попытки улучшить финансовую грамотность как населения, в целом, так и детей и подростков в первую очередь, существенных сдвигов не происходит. Почему? Причин эксперты приводят несколько.
Во-первых, это проблемы с квалификацией преподавателей основ финансовой грамотности, которые нередко и сами чувствуют определённое недоверие к финансовым организациям. Многие преподаватели, исходя из прошлого жизненного и исторического опыта, считают депозиты, вклады и другие продукты банков - рискованным вложением денег, даже зная о системе страхования. И с этим трудно поспорить.
Во-вторых, отсутствие методического центра, где педагоги в любое время смогут получить теоретические материалы и тестовые задачи для подготовки.
У многих россиян есть существует вполне объяснимый психологический барьер, установившийся давно, когда финансовый рынок только формировался. Сегодня он ограничивает население в участии в финансовых отношениях. Будут ли уроки финансовой грамотности у школьников, не имеющих в связи с возрастом такого предубеждения, более эффективными, покажет время.
Для успешного обучения школьников финансовой грамотности экспертами предполагается принять следующие меры:
• разработать методики с дополнительными учебными модулями: особенности функционирования финансовых организаций и институтов, банковские продукты, услуги;
• ответственность за собственное и семейное финансовое благополучие;
• методы его достижения, включающие разработку бюджета; анализ и управление денежными потоками;
• риски и их адекватная оценка;
• умение выполнять финансовые расчёты.
Кроме этого планируется использовать игровые аспекты.
Предполагается разработать ряд экономических игр разных жанров, как в компьютерном, так и в «настольном» исполнении, где результата можно добиться только при грамотном использовании различных банковских инструментов. Игровые методики помогут сформировать у школьников понимание и особенности применения финансовых продуктов.
Комментарий:
Сергей Некифировский, бизнесмен:
«Школьников нужно знакомить с тем, как функционирует микроэкономика и макроэкономика. Нужно объяснять, откуда деньги берутся в бюджете, как их тратят на федеральном и муниципальном уровне. Нужно будет также раскрыть основы финансового права: за что наступает уголовная и административная ответственность. Ведь у многих школьников складывается правовой нигилизм: они считают, что деньги можно зарабатывать любыми путями. И тут нужно показать, что необходимо это делать только законными методами. Мне кажется также, что никуда тут не отвлечься и от политики: нужно будет рассказать, что законодатели могут влиять на экономические процессы в стране. И от того, как мы голосуем на выборах, зависит наше экономическое процветание. В старших классах я бы дал основы бухучета, познакомил бы с программами Excel, 1C и их применением в бизнесе».