Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Игра с песком как способ моделирования будущего

3 марта 2016 года в Российском новом университете прошёл конкурс «Мисс и Мистер РосНОУ», где большое впечатление на зрителей произвела видео-визитка представителей факультета психологии и педагогики (ФПП) Марии Алиной и Романа Ишмухаметова. Видео содержало сцену создания рисунка песком на подсвеченном стекле. Завораживающее зрелище повысило шансы Марии и Романа на победу, которой они в итоге и добились.

IMG_0936.png

Оказалось, помимо художественной ценности, рисование песком имеет и другую интересную сторону — психологическую. В частности, метод песочной терапии широко используется в образовательном процессе в нашем университете.

Подробнее о практическом применении данной методики нам рассказал декан факультета психологии и педагогики РосНОУ Александр Сергеевич Огнев.

Александр Сергеевич, что такое песочная терапия?

— Это одно из самых современных направлений психотерапии, которое сейчас развивается во всём мире и России тоже. Во многих образовательных учреждениях есть кабинеты песочной терапии Sandplay с соответствующим оборудованием — песочницами, комплектами игрушек. Есть положения об этих вещах: это не какая-то новость, а проверенная технология, которая появилась в начале ХХ века и развивалась благодаря английскому педиатру Маргарет Ловенфельд и швейцарскому психотерапевту Доре Калфф.

IMG_0940.png

Игра с песком, или Sandplay, как методика консультирования была впервые описана в начале XX века английским педиатром Маргарет Ловенфельд, которая практиковалась с детьми. Дети создавали композиции, используя воду, а также понравившиеся им миниатюрные фигурки и предметы из коробок или с полок. Полученные композиции дети часто называли «мой мир», и свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира». Со временем эта методика обрела популярность и совершенствовалась. Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века, после того, как она прошла обучение лично у Ловенфельд. В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо из песка, при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции.

Как песочная терапия применяется в учебном процессе в РосНОУ?

— В университете работает группа преподавателей, которые давно применяют в своей повседневной практике этот метод терапии. Причём у нас активно развивается не только терапевтическое направление, но еще и моделирование на песке. С помощью фигурок люди отрабатывают технологические приёмы, связанные с консультированием, с проведением занятий, важных мероприятий, переговорных процессов и так далее. Эта система привязана у нас к репетиции жизненных ситуаций, которые обеспечивают успех, реализации жизненно важных планов. То, что в жизни, то и репетируется на песке. Всё это часть учебных занятий студентов факультета.

В какой форме проходят занятия?

— Берёшь и строишь на песке композицию, которая соответствует переговорному процессу или ситуации, возникшей в учебной группе, в организации, на работе. Моделируешь представление о прохождении этого процесса. Строишь схему ориентировки. Эта игра может продолжаться от 20 минут до полутора часов, в среднем около 40 минут.

Каким образом эта терапия помогает людям?

— Что такое моделирование на песке? Это репетиция. Мозг настраивается на то, что будет происходить, видит основные ориентиры, а потом на эти ориентиры ссылается, когда возникает сама ситуация. Он припоминает состояния, чувства и те фигуры, что человек рисовал на песке, представляя себе процесс.

IMG_0959.png

Песочная терапия помогает настроиться; она помогает отрепетировать оптимальное поведение, повышает так называемую интуитивную компетентность. Когда человек такое строит, идёт колоссальная подготовка головного мозга к будущей работе. Затем, когда человек выполняет задачу, возникает ощущение лёгкости, а всё потому, что до этого он репетировал.

Конечно, результаты после этого потрясающие во всех смыслах.

Беседовал Антон Данилов


«Творчество открывает пространство для жизни образов, что переживается как ощущение глубокой реальности взаимодействия внутреннего и внешнего мира. Только символическая жизнь способна выразить повседневные чаяния души» Маргарет Ловенфельд
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?