Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

ЕГЭ: когда все внутри кипит и протестует...

Апелляция — форма обжалования решений. Касается это процедура не только судов, но и ЕГЭ. 
Рособрнадзор планирует ввести новую форму проведения апелляции на результаты ЕГЭ, несогласия с результатами.
Опыт дистанционных апелляций уже проходит в Москве и даёт результаты. Дистанционно обрабатывается до 30% работ, исполнители которых не согласны с баллами, поставленными им экспертами. Если опыт закончится положительно (а возможно, так и будет, так как серьёзных нареканий к дистанционному проведению апелляций нет) его в течение двух-трёх лет распространят повсеместно. Мы поговорили с экспертами о том, как это будет происходить.

Порядок проведения дистанционной апелляции

Для того, чтобы подать апелляцию, нужно написать заявку в своей школе или на ППЭ и самому выбрать день и час проведения апелляции. Это самое важное новшество. Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора, рассказывая о новой форме подачи, подчеркнул, что выбор времени самим школьником применяется впервые. После того, как заявка на апелляцию подана и зарегистрирована, школьник получает уведомление о времени проведения апелляции. Если в заявлении школьника указывается, что он хочет рассматривать вопрос несогласия с результатами дистанционно, он приходит в пункт, где подавал заявку. Там ученика посадят перед монитором: по компьютерной связи его выслушают представители Рособрнадзора. В случае предъявления весомых аргументов, ему повысят баллы за экзаменационную работу или же оставят их на прежнем уровне. В некоторых случаях, как это происходит сегодня и при очной форме апелляции, баллы за экзаменационную работу могут быть снижены. Такое возможно, если в работе обнаруживаются новые фактические ошибки или школьник демонстрирует полное непонимание предмета: в частности, не может объяснить результатов собственной работы.

На портале госзакупок размещён тендер на 12 млн. рублей, касающийся разработки модели подачи апелляции дистанционно.

1404499089_esli_nuzhna_apellyaciya.jpg


Что даст такая процедура

Процедура даст возможность исключить перепроверку развёрнутого ответа в присутствии самого школьника, пришедшего на апелляцию. Человеческий фактор при дистанционном рассмотрении будет существенно снижен. Более того, будет значительно снижено психологическое давление, которое сегодня оказывают на школьника эксперты, из каких бы благих побуждений они это не делали. Как указывается в материалах тендера, такой вариант подачи апелляции позволит получить независимые результаты проверки развернутых ответов школьника. Причём не только на стадии первой проверки, но и позже, на других этапах проведения ЕГЭ.

В материалах, описывающих тендер, говорится, что дистанционная форма позволяет привлекать к проверке представителей предметных комиссий не только из того региона, откуда сам ученик, пришедший на апелляцию, но и из других. Таким образом будет выполняться перекрёстная проверка.

Дистанционный способ проведения апелляции, по мнению Рособрнадзора, приведёт к повышению объективности экзамена.

Как свидетельствует опыт предыдущих лет сдачи экзамена, достаточное количество школьников не просто недовольно решением комиссии, но и идет на апелляцию, чтобы доказать свою правоту. Сам процесс пересматривания работы и оценки за неё тоже сопряжён с немалыми трудностями и часто сопровождается конфликтами, недопониманием, попытками как-то воздействовать на экспертов. 

Сегодня, говорят эксперты, продолжают существовать и технические сложности. Школьникам и их сопровождающим, проживающим в небольших населённых пунктах, приходится ехать подавать апелляцию в областной или районный центр. Возможность дистанционной подачи апелляции в этом случае будет особенно удобной: никуда не придётся ехать. Потребуется всего лишь зайти на сайт, подать заявку и самостоятельно определить время на её рассмотрение. В указанное время школьник будет общаться в онлайн-режиме с преподавателями – экспертами Здесь же на экране монитора демонстрируется экзаменационная работа. Остаётся только разобраться с ошибками, которые в ней были допущены.

Планируя апелляцию

Заявку на дистанционное рассмотрение апелляции, как говорят эксперты, следует подавать только тогда, когда есть полная уверенность в том, что ответы на экзамене были правильными.
При подаче заявки, независимо от того, дистанционно или очно она будет рассматриваться, нужно учитывать, что имеется определённый алгоритм оценивания работ ЕГЭ. И что он собой представляет, нужно выяснить до того, как работу будут перепроверять. Без знаний такого алгоритма вести конструктивный диалог с членами конфликтных комиссий не получится. Как не получится доказать и их неправоту в споре и оценке работ.

Также необходимо учитывать, что количество баллов может и уменьшиться, если вдруг в тексте работы обнаружатся незамеченные первому коллективу проверяющих ошибки.
Работа проверяется полностью, а не только тот отдельный кусочек, в оценке которого возникли разногласия. Если на экзамене использовались черновики, они не могут быть рассмотрены в качестве доказательств правильности решения или написания. Поэтому доказать свою правоту аргументом «я писал это в черновике» не представится возможным.

Наиболее часто апелляция подаётся на последнюю часть экзамена по русскому языку, потому что в ней существует большое количество «разночтений»:

-незасчитанных примеров,
-речевых ошибок, которые школьник таковыми признавать не желает,
-неверное определение проблемы.

Поступать в этом случае эксперты советуют так. Сразу же по окончании экзамена нужно заново написать текст сданной работы и показать его компетентному специалисту, учителю или репетитору. Они работу внимательно рассмотрят и оценят. Тогда после получения результатов экзамена будет сразу понятно, есть ли шанс повысить балл или же нет. Также следует поступить и с работами по другим предметам, если чувствуется, что в них возможны разночтения. Ещё раз написанный текст работы понадобится для того, чтобы прийти на апелляцию полностью готовым доказать свою точку зрения и ответить на любой вопрос.

Дистанционная апелляция - это не пересдача

Во время апелляции эксперты указывают на ошибки. Как правильно к этому относиться ? Соглашаться? Протестовать? Спорить?
Наиболее выигрышная стратегия - самому признать, что работа выполнена не совсем верно. Ещё раз спокойно перечитать свои записи. Желательно попросить экспертов ещё раз объяснить, что именно в работе неверно. Эксперты проверяют письменную работу, а не то, что ученик думал в момент её написания, и что он думает о предмете обсуждения в данный момент. В работе может содержаться ошибка даже в том случае, если рассуждения были правильными. А бывает и наоборот, при неверных или недостаточно глубоких рассуждениях - в работе ошибки не будет.

Экспертами не рекомендуется приходить на апелляцию, и в первую очередь, на дистанционную, пытаясь доказать, что «в условии заключена ошибка, а задание неверно сформулировано». По содержанию заданий апелляции не принимаются, и это вообще не планируется. Дистанционный способ подачи здесь не является исключением. И это справедливо, иначе количество бесплодных дискуссий возрастёт на порядок. Следует учесть, что вероятность ошибки в задании очень мала. Но если вы даже уверены в том, что она есть, это вряд ли поможет улучшить результаты работы. В этом случае следует внимательно выслушать замечания экспертов, и если они всё же кажутся неубедительными, идти на заседание конфликтной комиссии, чтобы разобраться с ошибками, которые были допущены в работе.


Комментарий:

Невельцевская Екатерина, репетитор: «Я бы не советовала принимать решение об апелляции эмоционально. Бывает так, что ученик приходит, бурно реагирует, его родители тоже встают «на дыбы». Нужно понимать, что эксперты будут яростно отстаивать свою позицию. И тут нужно советоваться со специалистами: стоит ли затевать спор. Потому что оценка ведь может быть и снижена, если найдут другие ошибки. Но если уверены в своей правоте — дерзайте».
Автор: Родион Чепалов
1 Комментарий
  • Если у экспертов одна задача - яростно отстоять свою позицию, а не разобраться объективно в ответах ученика, особенно это касается спорных вопросов аргументации в гуманитарных предметах, то зачем вообще устраивать процедуру апелляции? Отмените её совсем и не мучайте ни детей, ни их родителей!
    Татьяна Борисенко, 02.07.2016
  • Желаете оставить комментарий?