В Рособрнадзоре прорабатывается методика, обучающая школьных учителей готовить выпускника к сдаче ЕГЭ наиболее эффективно. Ведомство надеется, что новый алгоритм научит и поможет учителям вести подготовку к экзаменам так, что родителям и самим абитуриентам не придётся дополнительно тратить деньги на репетиторов. А это, в свою очередь, как пояснил заинтересованной общественности Анзор Музаев, замглавы Рособрнадзора, уменьшит финансовую нагрузку на семью, платящую сегодня репетиторам весьма немалые деньги.
Анзор Музаев рассказал, что в методике будет подробно описываться, как наиболее правильно нужно подготавливать школьников к сдаче единого госэкзамена, а также, как пользоваться материалами по подготовке к нему, которые выкладываются на официальных сайтах на тему ЕГЭ. И в частности, как наиболее результативно использовать представленные на сайтах демоверсии.
Дополнила слова замглавы Рособнадзора о материалах по подготовке к ЕГЭ, выкладываемых на официальных сайтах, и Оксана Решетникова, директор ФГБНУ.
Она объяснила журналистам, что официальные административные органы и власти не в состоянии проверить все сайты, позиционирующие себя как ресурсы для подготовки к ЕГЭ. Методики, вебинары, лекции и главное – якобы экзаменационные тесты и ответы на них, выложенные на таких сайтах, часто не отвечают требованиям, предъявляемым к официальным источникам подготовки к экзаменам.
Оксана Решетникова подчеркнула, что центр педагогических измерений, директором которого она является, может ручаться только за ресурсы, выкладываемые открытым банком. Материалы открытого банка представляют собой реальные задания ЕГЭ, и КИМы, используемые при проведении экзамена, берут задания именно из материалов открытого банка.
Насколько полезной и успешной может оказаться разрабатываемая методика Рособрнадзора, и какова же вероятность того, что заявленные цели будут достигнуты?
Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ
Вероятно, никто не станет оспаривать позицию Рособрнадзора, утверждающего, что следует использовать для подготовки к экзаменам только проверенные ресурсы. Так как разнообразных ресурсов на такую актуальную тему, как ЕГЭ, в сети действительно много, то разобраться, те ли задания на этих ресурсах выложены и правильно ли там интерпретируются ответы, действительно сложно. Да, по всей видимости, и не стоит в этом разбираться. Позиция ФИПИ здесь не является предметом спора. Есть официальные ресурсы, на которых выложены официальные материалы. Нужно довести до сведения, и не только довести, но и аргументировано объяснить школьным учителям, выпускникам и их родителям, что следует пользоваться обучающими материалами и тестами, представленными именно на этих ресурсах. Любые другие могут оказаться хуже, или, по крайней мере, они недостаточно проверены.
Так же не является предметом спора и заявление ведомства о том, что преподавателей школ нужно научить, как именно пользоваться подготовительными материалами с официальных ресурсов. Наверняка у методистов Минобрнауки, которые разрабатывали задания, тесты и демоверсии, есть немало конкретных советов для учителей. Так что новая методика будет здесь как нельзя более кстати.
Как учитель должен подготавливать ученика?
Этот вопрос, на самом деле, намного сложнее, но проработка его также необходима. Сдача ЕГЭ сегодня очень ответственный момент в жизни абитуриента. И подготовлен ученик должен быть не только в образовательном плане, но также и в психологическом. В атмосфере всеобщего напряжения подросток часто забывает большую часть материала, который и был им ранее усвоен. Поэтому целесообразно обучать его не только искать правильные ответы, но и знать правильный подход к тестированию.
А для этого сначала такому правильному подходу нужно научить и его школьного учителя.
Проблемы учеников, сдающих единый госэкзамен, можно разделить на три группы:
• отсутствие требуемого уровня образовательной подготовки;
• психологические проблемы, в частности эмоциональное перенапряжение;
• отсутствие достаточного уровня тестовой культуры.
Что же должен учитывать ученик, а в большей степени, его школьный учитель, чтобы выполнять тесты наиболее успешно?
Возможно, одно из основных свойств тестов, применяемых в педагогике: эти тесты имеют дело исключительно с результатами работы, и больше ни с чем. Если на ЕГЭ нужно выяснить понимание учеником какой-какой-либо темы, необходимо определить, как и в каких формах это понимание ученик может продемонстрировать. Из этого следует, что перед началом тестирования учитель и ученик должны понимать, что именно будет проверяться и измеряться в конкретном тесте.
Тест — это не только определённый набор заданий: если, например, изменить количество времени, которое даётся на выполнение теста, значительно изменятся и его результаты. Существует целый ряд правил, которые полезны всем, кто планирует участие в тестировании. И учитель, подготавливающий выпускника к ЕГЭ, должных знать их сам и научить своих учеников. Методика, разрабатываемая в Рособрнадзоре, здесь может принести огромную пользу.
Репетитор будет не нужен?
Третья же заявленная цель разрабатываемой методики — снятие финансовой нагрузки с родителей, за счёт того, что методика сделает ненужным участие репетитора, представляется весьма неоднозначной, и сложно выполнимой.
В чём сегодня заключается роль репетитора по подготовке к ЕГЭ? Вероятно, все школьники, да и вообще, все люди, воспринимают информацию индивидуально, в своём темпе и в тех масштабах, которые позволяют им способности. Из-за этого нередко возникает разница в усвоенных знаниях даже у вполне добросовестных школьников. Кто-то из учеников усвоил первую тему, а со второй у него возникли сложности, а кто-то — строго наоборот.
По всем слабым и плохо понятым местам школьной программы для каждого конкретного ученика можно пройтись только во время индивидуальных занятий с ним. Результативность такого процесса окажется намного выше, если всё внимание учителя будет сосредоточено на этом конкретном ученике. Может ли этого результата достичь школьный учитель? В принципе — конечно, он же отлично разбирается в предмете. Но сделает это он, возможно, только тогда, когда воспользуется приёмами и методами индивидуальной подготовки, то есть возьмёт на себя функции не преподавателя класса, а индивидуального учителя-репетитора.
Функция же учителя заключается несколько в другом: подобрать и адаптировать учебный материал для конкретного класса так, чтобы объяснение оказалось оптимальным для основной части класса. Однако у каждого учителя в классе есть ученики более слабые и более сильные. Для кого-то понятнее один способ объяснения, а для кого-то совсем другой. Ошибки, допускаемые одним из учеников, не будут влиять на общую тактику преподавания учителя в данном классе. И без индивидуальных занятий, а значит, без участия репетитора, изменить методику невозможно. Работа учителя в классе, наверное, не может заменить работу репетитора просто потому, что у них немного разные цели. В классе всегда есть достаточно сильные или достаточно добросовестные ученики, дающие учителю возможность реализовать всё, им задуманное. Контроль работы ученика и учителем класса и индивидуальным репетитором — принципиально различаются.
Комментарии:
Елена Егорова, преподаватель: «На этот счет есть несколько мнений. Одни педагоги считают, что сдать ЕГЭ ребенок должен просто освоив школьную программу. И этих знаний должно быть достаточно. Другие полагают, что нужно вернуть старую систему сдачи экзаменов в школе, но систему поступления в ВУЗ оставить такой, как сейчас: результаты выпускных экзаменов проводятся документально и абитуриент на их основании подает документы в несколько высших учебных заведений. Третьи считают, что школа не должна готовить детей к ЕГЭ, а должна их готовить к жизни, дальнейшей учёбе и профессиональной деятельности. Мне говорили некоторые педагоги, что в базовых учебниках нет и половины необходимого материала, и получается, что школа учит одному, а ЕГЭ — это совсем не то, чему учили. Получается, что по некоторым предметам ЕГЭ стал бесконечен и неисчерпаем!»