Минобрнауки планирует создание в регионах опорных университетов, они будут объединены с другими вузами по территориальному принципу. Создаются такие учебные заведения с целью поддержки развития регионов. Министр пояснил, что в сегодняшних экономических условиях формирование опорных университетов поднимет на новый качественный уровень подготовку специалистов для регионов. Материальные ресурсы, выделяемые из бюджета, дадут возможность дополнительно поддержать лучшие вузы.
Необходимость назрела?
Чем вызвана необходимость формирования опорных университетов. Есть официальная позиция министерства образования. Причины, по которым возникла такая необходимость, следующие. За последние годы увеличился отток талантливых перспективных абитуриентов из регионов в федеральные центры. В частности из Краснодарского края, Башкортостана, Дагестана на 25% увеличился отток в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
Для Кемеровского региона федеральными центрами оттока талантливой молодежи стали также Тюмень и Новосибирск.
Магистратура и аспирантура продолжает концентрироваться в федеральных центрах.
Так, по данным министерства образования по территориальному распределению на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится треть всех магистратур и аспирантур России.
Если оценивать их распределение по вузам, то на долю ФУ, НИУ также приходится треть общероссийской структуры. Таким образом, в этих центрах сосредоточено 55 % общероссийской структуры аспирантуры и магистратуры. Ещё одним значимым фактором является отсутствие R&D (НИОКР) центров, которые были бы ориентированы на исследования именно в регионах. Всё это приводит к отсутствию драйверов изменений региональной среды в положительную сторону.
Необходимость изменения ситуации и привело к созданию концепции формирования сети опорных университетов.
Создаваться они будут через объединение уже существующих на сегодняшний день вузов с целью интенсивного развития регионов в социально-экономическом плане.
Создание опорных вузов – это следующий этап приведения в действие инициатив по развитию высшей школы как таковой. Предыдущим этапом развития было последовательное выполнение следующих программных инициатив:
1. Программы стратегического развития, включающей в себя 55 учебных заведений, 43 субъекта, финансирование в размере 14 млрд. руб. со сроком выполнения 2112 -2016 год;
2. Программы «Кадры для регионов», рассчитанной на 14 вузов, 14 субъектов и 1 млрд. финансирования. 2013 -2016 г.;
3. Программы «Кадры для ОПК», включающей 77 вузов, 46 субъектов и 1,2 млрд. финансирования, со сроком действия 2014 -2107 год.
Итак, следующий этап развития – программа формирования опорных университетов. В первую волну их создаётся 11 единиц, средств выделено в размере 1,2 млрд. руб.
Целевая модель опорного университета
Официально предполагается, что такие вузы станут:
· центрами притяжения и последующего развития талантов в регионе,
· источником изменения в региональной среде;
· гарантированным центром подготовки по разным направлениям, интересным для регионов, его научно – инновационным центром;
В опорных университетах будет сохраняться и усиливаться кадровый состав, формироваться эффективная инновационная экосистема.
Эксперты - о том, что даст образование опорных вузов
Некоторые эксперты считают, что вариант их создания это сегодня - меньшее зло, и худшим вариантом было бы всё оставить так, как есть на сегодняшний день. Они говорят, что сегодня мы имеем значительное количество вузов, в которых ежегодно усиливается конкуренция за абитуриентов. А такая конкуренция – это отсутствие внятной стратегии развития университетов и высшей школы, как таковой.
Плюсом реформирования можно назвать сам факт наличия согласованной политики администрации центра и регионов. Этот способ реформирования отвечает интересам развития конкретных регионов и будет положительно принят бизнес-структурами.
Представители сообщества говорят, что эффект от создания опорных вузов можно будет наблюдать через 3-4 года, и выразится он в улучшении профессиональной подготовки; в ориентации её на нужды региона; в повышении престижа университетов. А главное, в формировании научных школ, у которых будут соответствующие условия, кадры и ресурсы.
Возможные минусы реформы:
• недовольство преподавателей и некоторых студентов;
• выдавливание "из игры" негосударственных вузов;
• сложности, связанные с различиями самих регионов: в успешных в социальном и экономическом плане регионах такой процесс пойдёт быстро, а в проблемных – будет затягиваться и тормозить.
• небольшие вузы, на самом деле, могут быть сильными и нужными, например, в Гарварде учится не более 15 тысяч человек
• такие планы могут расцениваться волюнтаристские попытки объединить необъединяемое, как это было с созданием совнархозов во времена Н.С. Хрущёва В результате объединения может разрушаться образование в регионах.
Результатом такого объединения станут непонятные конгломераты, где не будет на должном уровне производиться подготовка специалистов:
• вузы и власти региона, не желающие быть втянутыми в анонсированный процесс, попадут под давление административных органов и министерства.
• есть вероятность рейдерских захватов со стороны предприимчивых деятелей, попытающихся прибрать к рукам "интересную" недвижимость.
• для попадания в число опорных университетов с федеральным финансированием, возможно, придётся объединить буквально все имеющиеся в области вузы.
Появление таких вузов будет оправданным, если обладатели их дипломов станут востребованнее. Сегодня молодёжь начинает гонку за дипломом, получая их в первых попавшихся вузах, а после не может найти работу по специальности. Система высшего образования в регионах не менялась с 70-ых годов, и, несомненно, реформы высшей школе необходимы. Нет гарантий, что реформа станет успешной, но что-то ведь нужно делать?
Комментарий:
Андрей Шальнев, депутат города Пушкино, кандидат в депутаты Государственной думы по 125-му округу :
«Я отношусь к идее создания опорных вузов негативно. В существующих реалиях конкурсный отбор участников будет представлять собой передел рынка государственного образования в пользу вузов, имеющих статусных лоббистов. Негосударственные вузы будут исключены из этого процесса вовсе. Равноправного объединения не получится — фактически более крупные и богатые вузы, которые и сейчас популярны у абитуриентов, поглотят все остальные».