Учащихся школ и их учителей будут обучать основам информационной безопасности (кибербезопасности) — так принято её называть. Ольга Васильева, министр образования России, рассказала во время парламентский слушаний о том, что министерство уже приступило к разработке тематических программ. По мнению министра, обучать безопасности в сети Интернет необходимо с начальной школы, буквально с первого класса.
Соответствующий учебный материал должен по мнению министерства быть заложен в стандарты начального образования, и изучаться детьми на различных уроках. Ольга Васильева назвала уроки ОБЖ, информатики, обществознания, а также воспитательные и социальные мероприятия и программы, в рамках которых следует вести разговор о безопасном поведении в информационном пространстве.
Министр обратила внимание слушателей и на необходимости усиления роли родителей в этой борьбе: это необходимо, ведь в интернете ребёнок проводит время дома. Почему же интернет считается небезопасным для ребёнка местом, и к каким опасностям нужно быть готовым родителям и учителям?
Нежелательный контент
Более половины опрошенных взрослых считает, что именно нежелательный контент является основной опасностью для ребёнка. Традиционный «набор» такого контента — неприличные сайты, сцены суицида, жестокости и насилия. Несмотря на их широкое распространение, отсечь доступ детей к этим ресурсам довольно просто. Давно разработаны программы «Родительского контроля», настройки приватности, разнообразные фильтры у поисковиков.
Установить такие настройки программы не так сложно: родителям нужно просто не лениться это сделать. Другое дело, что не всё так однозначно, и этот самый «нежелательный контент» – часть нашей реальности, о которой дети должны иметь представление. Поэтому недостаточно изменить настройки гаджетов, необходимо максимально тактично и аккуратно объяснить ребёнку, почему ему не следует посещать тот или иной сетевой ресурс. И делать это нужно как можно более осторожно. Если некоторым родителям самостоятельно с такими беседами с ребёнком справиться сложно, курс кибербезопасности со специально разработанной программой действительно будет исключительно полезным.
Кибербуллинг
Кибербуллингом называют коллективную травлю человека, и чаще всего ребёнка, через сеть. Применяются намеренные оскорбления, угрозы, разглашение каких-то компрометирующих сведений. Специалисты сетевой безопасности считают, что у этого явления огромные масштабы. По результатам опроса 22 тысяч семей в разных странах, с кибербуллингом столкнулась почти каждая семья, а большая часть родителей была вынуждена вмешаться, чтобы разрешить ситуацию и прекратить виртуальную агрессию в отношении ребёнка.
И не только виртуальную: каждый шестой конфликт перетёк из сети в реальность. В реальности же жертва кибербуллинга начинала мстить своим обидчикам, и конфликт только разрастался, а жертва нередко сама становилась преступником. Почти каждая десятая жертва кибертравли очень сильно переживала последствия и долго восстанавливалась. Страшнее всего, то, что четвёртая часть родителей узнавала о проблемах намного позже того, как они случились, а более 80 % детей даже и не собирались рассказывать родителям, что подверглись такой травле.
А ведь решиться такая проблема может именно с помощью взрослых. Для решения достаточно связаться с администратором социальной сети: у них есть отработанные технологии пресечения сетевого конфликта.
Онлайн-шоппинг
Часто в сетевых играх предлагают купить нужную для прохождения игры вещь. И не всегда с первого взгляда понятно, какой именно валютой просят расплатиться: игровой или же настоящими деньгами. Если банковская карта родителей привязана к настройкам компьютера, может случиться большая финансовая неприятность. Правила кибербезопасности тут тоже должны соблюдать родители, естественно, информируя детей и объясняя им последствия.
При совместном с ребёнком пользовании компьютером или другим гаджетом, профиль должен открываться для каждого отдельно.
Нежелательное общение
Кибербезопасность – это умение общаться с незнакомцами из сети. Доверчивые дети склонны рассказывать своим виртуальным друзьям то, что не следовало бы. Например, те же номера банковских карт, или дни, когда квартира на долгое время остаётся пустой. Правила безопасности здесь тоже несложные: виртуальность и сетевая анонимность – вещь очень относительная, поэтому на уроках необходимо учить общаться в интернете так же, как и в жизни.
Это же касается и публикаций видеороликов и фотографий своей семьи, друзей, да и селфи: в них вполне может содержаться что-то компрометирующее. Если даже удалить необдуманный пост, в интернете он останется, и последствия его «всплывания» могут быть самыми неприятными.
Правила информационной гигиены
Конечно, понятие информационной безопасности намного шире. Это и сложности обращения к поисковым системам, когда на вполне безобидный вопрос ребёнка ответы выдаются весьма….недетские.
Это и классический фишинг, когда ребёнок переходит по ссылке на вроде бы всем известный ресурс, однако адрес его чуть отличается. И пожалуйста: возможны весьма серьёзные неприятности, связанные с сообщением информации. Ребёнок выполняет требование, думая, что находится на известном безобидном сайте, но злоумышленники не дремлют, и вот уже информация попала в их руки.
Нередко дети сталкиваются и с явно выраженным финансовым мошенничеством по типу «нигерийских писем», где злоумышленники предлагают поучаствовать в каких-то сделках или аферах.
Правила кибербезопасности – это правила информационной гигиены, и знакомить с ними ребёнка нужно с самого раннего возраста, как только он научился заходить в сеть самостоятельно. Соблюдать простые правила так же необходимо, как и соблюдать правила дорожного движения.
Правила, которые нужно будет объяснить детям:
• на каждом компьютере или мобильном гаджете должен быть установлен антивирус с актуальными базами;
• не следует ходить по рекламным ссылкам;
• не следует открывать письма от неизвестных людей, или письма со странными заголовками, и уж тем более, не следует открывать файлы, приложенные к таким письмам;
• логин и пароль должны быть немного сложнее, чем ваше имя или слово QWERTY;
• при регистрации на сайте логин и пароль должны быть придуманы заново именно для этого сайта.
Что же касается отдельного учебного предмета, схожего по сложности и информационной насыщенности с информатикой или физикой, то он, возможно, будет хоть как-то полезен подавляющему большинству детей начальной и средней школы.
Комментарий:
Константин Маргасов, педагог-организатор:
«Многие сейчас говорят, что нужно проводить беседы со школьниками и учить их кибербезопасности… И вот мне интересно, а кто учить-то будет? Тётя Клава, которая не знает толком, чем Android отличается от IOS? Или школьные учителя информатики, которые в большинстве своём дальше BASIC и Pascal не смотрят и не хотят смотреть?
Нет, уроками кибербезопасности проблему не решить. Дети зачастую знают гораздо лучше своих учителей, как обращаться с сетью интернет и какие там действия производить . Я считаю, что надо ужесточать законодательство и желательно по китайской модели. Там за создание вредных сайтов грозит пожизненное заключение. За доступ к таким сайтам, операторов лишают лицензии. За буллинг в сети, можно словить националистических настроений карается смертной казнью! Жестоко? Возможно! Зато это даёт определённый результат. Уровень мошенничества в Китае снижается. Ответственность пользователей за свои действия увеличивается. А самое главное, без всяких уроков в школе, каждый понимает, что за свои действия и поступки в сети нужно отвечать!
Как защитить детей в России? Очень просто, ужесточить законодательство и сделать так, чтобы законодательство это заработало!