Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Психоаналитическая парная и семейная психотерапия: новое направление в обучении психологов. История развития и преимущества.

Интервью с Дэвидом Шарффом (Вашингтон, США). 

Краткая справка: Дэвид Шарфф - доктор медицины, председатель Совета директоров Международного Института психотерапии (США), профессор клинической психиатрии Джорджтаунского Университета, председатель Комитета по семейному и парному психоанализу Международной психоаналитической ассоциации, супервизирующий аналитик Международного института психоаналитического тренинга, обучающий аналитик Вашингтонского психоаналитического института, автор более 25 книг по индивидуальной, парной и семейной терапии. 

Вопрос: Вы являетесь одним из самых известных специалистов в сфере семейной психотерапии. Можете рассказать как она развивалась?

Ответ: Как она развивалась? Развитие семейной терапии началось в сороковых годах прошлого столетия в Аргентине с работ аргентинского психоаналитика Энрике Пишон Ривьера. Работы его очень интересны, потому что они органично описывают связь личности человека с процессами, которые происходят в его семье. Он обучил многих латиноамериканских семейных терапевтов. 
Дальнейший вклад в развитие семейной терапии внес американский психотерапевт Натан Акерманн. Из своей психоаналитической практики он понял, что семья имеет очень важное значение в жизни пациента и незаслуженно пренебрегается. В самом начале семейная терапия развивалась как психоаналитическая. Отдельные пациенты рассматривались в связи с их семьями, поскольку семья имела очень большое значение, было логичным проводить терапию совместно с членами семьи.
Но психоанализ не принял это. Впоследствии системная семейная терапия развивалась как не имеющая отношения к психоанализу, но на самом деле, она выросла из него.
Мое личное развитие всегда было связано с психоанализом. Еще со времени обучения в медицинском институте меня заинтересовал феномен семьи. Было интересно исследовать, как эти системы взаимосвязаны и работают. Если мы допускаем, что каждый человек хранит внутри себя свою внутреннюю семью, то эти внутренние отношения будут влиять на его «внешнюю» семью. Это обязательно проявится в терапии. Даже когда я работаю с индивидуальным пациентом, я думаю о нем в контексте его семьи. Не важно, в каком виде сеттинга мы работаем, важно всегда помнить об этом.

Вопрос: Вы опираетесь в основном на теорию объектных отношений? 

Ответ: Да, потому что среди всех психоаналитических теорий теория объектных отношений лучше и глубже всего описывает, каким образом люди развиваются в отношениях. Более ранние теоретики, начиная от Фейрберна, Винникотта и до Кляйн, рассматривали эти отношения как внутренние. В этом смысле теория хорошо помогает этот факт держать в уме как в сеттинге индивидуальной работы, так и в работе с семьей.

Вопрос: В последнее время можно отметить увеличившее количество разводов. Статистика печальная не только в России, но и во всем мире. Часто супруги и, особенно дети, тяжело переживают последствия разводов. Что, по Вашему мнению, является основными причинами разводов и почему мы оказались в такой плачевной ситуации?

Ответ: Не все ситуации развода плачевны. Где-то до середины двадцатого столетия развод был табуирован. Супруги вынуждены были оставаться в браке, даже если в нем не было все хорошо. Это могло быть довольно разрушительным и травмирующим. Мне кажется, мы наблюдаем рост разводов потому, что это стало приемлемым и разрешенным в обществе. Иначе мы по-прежнему оставались бы в ситуации, которая до сих пор наблюдается в некоторых странах, где люди «привязаны» друг у другу юридически. И по этой причине они не могут расстаться. 
С другой стороны, такие стремительно растущие социальные факторы, как свобода передвижения, увеличившаяся значимость наличия личной жизни у супругов, когда он или она делают что-то для себя. Другим обстоятельством является то, что многие союзы заключаются на основании очень слабой совместимости партнеров, которое приводит к тому, что они вынуждены расстаться. 
Я думаю, что, поскольку разводы стали частым явлением, то и дети и взрослые постепенно находят способы справиться и пережить это. В каждой семье, переживающей развод, у детей есть как минимум пять друзей, родители которых тоже разведены. Это происходит по всему миру: в Китае, в России, у нас, в Америке, 50% браков заканчиваются разводами. Еще больший процент разводов в ситуациях повторных браков. 
Раньше считалось, что развод - обязательно травмирующее событие для детей. Теперь мы так уже не думаем. Все зависит от того, как родители проходят через развод. Если они рассержены и готовы «убить» друг друга, то они будут использовать ребенка. Но это случается при самом неблагоприятном развитии событий. Совершенно другая история, если бывшие супруги думают: «Мы не можем больше быть вместе, но мы оба любим наших детей и будем вместе заботиться о них». Тогда развод пройдет по другому сценарию.
Иногда дети получают больше внимания от отца после развода, чем когда они жили вместе. Отец фокусирует свое внимание на ребенке больше во время встреч. А мать может со временем сменить переживание от того, что вынуждена расставаться с ребенком, пока он встречается с отцом, на мысль, что иметь немного времени для себя - не такая уж плохая идея. Она будет уделять больше времени ребенку, когда он вернется. 
Скажу больше, юридически разводы стали больше учитывать интересы и пользу для ребенка. Некоторые разводы, действительно, оказываются не таким серьезным и травмирующим событием для детей. Исследования показывают, что многие дети неплохо адаптируются к новой жизненной ситуации. В то же время больше стали учитываться права отца. Раньше приоритет отдавался матери. Сегодня мы считаем, что ребенку нужны оба родителя, роль отца стала считаться значимой. 

Вопрос: Чем паре или семье может помочь семейная терапия? И когда правильное время для обращения к семейному терапевту? 

Ответ: Все зависит от ситуации. Когда я работаю с ребенком или парой, у которых есть дети, я могу принять решение о том, чтобы провести семейную сессию. Мне интересно узнать, кто в семье принимает на себя бремя сложностей. Действительно ли проблема в ребенке? Или так считают родители? Или, когда в терапию приводят ребенка, интересно взглянуть, о какой семейной проблеме ребенок хочет «рассказать». После оценки мы принимаем решение о том, будем ли работать с ребенком (безусловно, с участием родителей) или лучше в формате семейной терапии, если симптомы, которые проявляет ребенок, связаны с ситуацией в семье. Семейная терапия слишком недооценена в этих случаях. Конечно, многие детские терапевты уже открыты такому формату работы, но, по-прежнему, большинство не решается на него и продолжает работать только в индивидуальном формате.
Что касается пар, если в индивидуальной терапии возникает тема отношений с партнером, я могу пригласить их вместе, чтобы внимательнее исследовать их отношения. Возможно, вторая «половинка» не захочет прийти или будет сопротивляться терапии. Но, если все-таки придет, то это очень поможет, потому что внутренние конфликты человека проявляются в его отношениях с людьми, особенно с близкими. И то, как партнер реагирует, может показать нам, что, возможно, проблема сгенерирована ими обоими, а не кем-то одним. Тенденция обвинять друг друга может возникать из-за ощущения своей собственной неудачи в отношениях, и совместная сессия может помочь это увидеть и начать что-то делать с этим.
Я думаю, что парная терапия - очень мощный инструмент. И, если в семье не все в порядке (а мы знаем, что таких семей огромное множество), возможно психодинамическая парная терапия будет для них выходом.

Вопрос: Вы уделяете очень много времени обучению психоаналитической парной и семейной терапии. В России это довольно новое направление. Можете рассказать немного о Вашей программе в - из чего она состоит и как проходит?

Ответ: Да, конечно! Наш тренинг хорошо сбалансирован и состоит из очных семинаров, которые проходят в Москве, где мы встречаемся с группой студентов лично. Во время этого семинара, который длится 5 дней, мы знакомим слушателей с основными положениями программы, включающими наше представление о парной и семейной психотерапии. Оно основано на теории объектных отношений и опирается на работы Кляйн, Винникотта, Биона, Боулби и других. Также мы используем наши собственные, совместные с Джилл Шарфф, разработки. В частности наши клинические случаи, как описанные, так и представленные в видеоматериалах, в том числе и представляемые студентами. Затем мы работаем на протяжении двух лет в формате онлайн-семинаров. К ним студенты присоединяются из дома или из другого места. Мы видим друг друга на экране и обсуждаем как материалы лекций, так и представляемые случаи. Дистанционное обучение сопровождается великолепным переводом, поскольку обучение ведется на английском языке. Кроме того, студенты изучают новую, переведенную на русский язык литературу.
Еще одним важным компонентом обучения мы считаем супервизию, которая проходит отдельно от программы. Мы хотим, чтобы наши студенты работали под супервизией, которую проводят преподаватели программы. В программе участвуют преподаватели с пяти континентов (США, Канады, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Испании, Италии, Панамы, Австралии).
Мы приглашаем терапевтов принять участие в этой обучающей программе. Это позволит обогатить их практику. Даже если они решат продолжать свою работу в качестве индивидуального терапевта, это даст им расширенную картину того, в чем люди живут и какие сложности они испытывают на пути своего развития. 
Наш следующий семинар состоится в июне, и я приглашаю всех желающих принять в нем участие. Посмотреть, послушать и после принять решение продолжить обучение по программе, если его заинтересует эта тема. 


Интервью взяла Татьяна Оникова, клинический психолог, парный и семейный психотерапевт, детский игровой психотерапевт.
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?