Национальный родительский комитет (НРК) выступил с предложением о разработке и введении новых стандартов бесплатного питания в школах и других образовательных учреждениях для детей до 18 лет. Обращения были направлены в Минпрос и Министерство социальной политики.
Зачем нужны такие стандарты и что они смогут изменить?
С тем, что школьникам, которые тратят много сил и времени на занятия, необходимо своевременно и правильно питаться, никто не спорит. Рационально организованное питание компенсирует энергозатраты и помогает детскому организму расти и развиваться. Однако с организацией питания во многих регионах РФ имеются большие проблемы.
В обращении НРК ссылается на информацию о том, что дети из сельских школ в одной области падают в голодные обмороки из-за отсутствия бесплатного питания. И говорит о необходимости внедрения стандартов горячего бесплатного питания (завтрак и обед) для учащихся во всех регионах.
Сегодня порядок предоставления и организацию бесплатного питания регионы решают самостоятельно, и по всей видимости, не все в состоянии решить эту задачу грамотно и эффективно. Но полноценное качественное питание, по мнению инициатора введения стандарта, должно быть необходимостью, и не зависеть от региона проживания и от материального состояния семьи, которая может оказаться неспособной такое питание организовать самостоятельно.
Так этой зимой широкий общественный резонанс вызвал видеоролик из одного города. В нём учащегося не впускали вместе сего классом в столовую, так как его родители не заплатили за питание в школе. О социальном расслоении и проблемах с питанием в школах рассказал на сессии облсовета омбудсмен по правам ребёнка. Так что поводов для беспокойства у Национального родительского комитета немало.
В Кузбассе создали комиссию из депутатов, общественников, служащих муниципалитетов. Они в срочном порядке проверили ряд школ Кемеровского района, но не нашли подтверждения фактам голодных обмороков у детей. Комиссия выяснила, что ни от родителей, ни от учителей не поступало обращений, и такие факты не записаны в медицинских журналах школьных медсестёр. Это важно, так как медицинский контроль, обычно, ведётся строго. По данным проверки, горячее питание получает до 90% школьников, остальные же отказываться от него по разным причинам и предпочитают брать еду из дома. На этом история с голодными обмороками была закончена, и больше информации о том, что дети в школах голодают, в СМИ не поступало.
Омбудсмен не совсем разобрался в ситуации или не совсем точно подал информацию, и вызвал большой общественный резонанс. Позже ситуация прояснилась, но от этого не стала менее тревожной. Естественно, дети не падали в обморок от того, что им было совсем нечего есть. Но положенное им питание – бесплатные завтраки, вероятно, были плохо организованы, не нравились детям, они их не ели. Или стеснялись питаться за отдельными столами «для малоимущих». Естественно, отсюда недалеко и до проблем со здоровьем. Так что комиссия разбиралась не совсем с той проблемой, которая существует с питанием.
Инициатива в таком случае — одно из оптимальных решений в непростой ситуации. Решить проблему можно только введением бесплатного питания для всех детей, как из малообеспеченных, так и из обеспеченных семей. Когда ребёнок полдня проводит в школе, он должен полноценно питаться, есть горячий обед, и никакие бутерброды, или принесённые из дома продукты, его не заменят, утверждают общественники. Сегодня каждый регион самостоятельно выделяет деньги на школьное питание, и эти суммы различаются более чем в 7 раз: в каких-то регионах они составляют 200 р, а в каких-то – всего 30.
Что даст общий стандарт школьного питания?
В первую очередь, стандарт даст возможность финансирования из федерального бюджета. Это важно, так как многие региональные бюджеты не справляются. Особенно это касается дотационных регионов, которые не могут выделить средства в нужном размере. Сегодня они искусственно сокращают категории детей, нуждающихся в бесплатном питании, хотя таких детей много.
Есть и другая проблема. Не все родители готовы признать, что их семья относится к категории малообеспеченных. Они опасаются предвзятого отношения в школе, а иногда даже травли. Такие случаи не так редки, как можно было бы подумать. Чего стоят многочисленные примеры различий в меню, когда тем, кто платит за обед самостоятельно, выдают полноценный обед из трёх блюд, а «бесплатникам» - только часть. Более того, к малообеспеченным семьям проявляют повышенное внимание службы опеки. Такое внимание часто вызывает беспокойство родителей, и не всегда беспочвенное.
Один депутат подняв это тему на заседании облсовета, предложил своё локальное решение проблемы школьного питания: обратился за помощью к промышленным предприятиям области. Однако это не выход, а, как считает эксперт, «мера отчаяния». Не у всех предприятий есть дополнительные средства на такие решения, полагают общественники.
О том, что разница в обеспечении питанием по имущественному цензу недопустима в школах, говорит журналистам и Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребёнка. Она также считает, что вопрос требует решения на государственном уровне. Необходимость создания стандарта бесплатного питания объясняется и проблемами с качеством продуктов и готовых блюд. Вопросы стоимости питания в школах уже давно стоят исключительно остро. Существует также и множество нормативно-правовых актов, действующих на региональном и на федеральном уровне. На федеральном – это ФЗ «Об образовании», множество технических регламентов, указы президента о поддержке малоимущих и многодетных семей. Но большое количество актов мало влияет на организацию питания во множестве региональных школ. Цена питания определяется стоимостью продуктов, коммунальных платежей, накладных расходов. Фирмы, заключающие контракты со школами на муниципальном уровне о предоставлении услуг организации питания, иногда упрощают рацион, причём, вынужденно, экономя на том, что наиболее полезно детям – на фруктах, молочных продуктах, мясе. Поэтому меню современного школьника дошло до минимально-допустимого порога в отношении санитарных норм. И эту проблему тоже надо срочно решать, тоже на государственном уровне.
Комментарий:
Соболева Полина, инженер, химик, технолог:
«Считаю, что стандарты питания в образовательных учреждениях не нужны так как многие дети имеют свои особенности организма и некоторые продукты могут не перевариваться, вызывать аллергию и прочие недуги. Каждый родитель должен выбирать меню для своего ребёнка на учебную неделю, максимально приближенное к домашнему. Безусловно, питание должно быть сбалансированно ( т.е салат, суп, горячее блюдо , напиток) , но часто в школах выдают « сухие пайки» , которые портят желудки детей и не насыщают организм полезными витаминами и минералами. Обязательно должны быть перекусы (фрукты,овощи) и порции должны быть рассчитаны на физическую активность ребёнка. Также считаю, что нужно убрать пиццу, булки и прочую выпечку из рациона школьников младших классов, так как эти продукты повышают сахар в крови, вызывают гастрит и в некоторых случаях ожирение».