Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Что включат в кодекс поведения школьников?

В Госдуме прошел круглый стол подназванием «Духовно-нравственное образование в российской школе». Участие в нём принимали депутаты, сенаторы, научно-педагогическая общественность и представители РПЦ. Результатом работы явился пакет рекомендательных документов о преподавании религиозных культур в школе, о согласовании обучения педагогов между государственными и религиозными организациями, об открытии школ молодых родителей. Министерствам было предложено создать кодекс поведения школьников, единый для всех учебных заведений страны. Цель создания кодекса — формирование достойных нравственных качеств личности ребёнка. 

Регламентация норм поведения школьников

ФЗ № 273 от 29.12.2012 ГК РФ относит к полномочиям образовательных учреждений установление правил внутреннего распорядка учащихся, в том числе и трудового. Каждая школа сегодня издаёт нормативные акты, они действуют локально, только в самой школе и включают в себя все образовательные отношения.
Свод таких правил обычно и называется кодексом. Все правила, принимаемые в школе, должны обязательно соответствовать законодательству РФ. Общие направления кодекса:
- ведение образовательной деятельности внутри школы;
- правила приёма, перевода, отчисления учащихся;
- отношения между школой, обучающимися, родителями или законными представителями.
При создании локальных актов, правил, администрация должна учитывать мнение работников школы, родителей, самих обучающихся. Так в кодексе или своде правил не могут быть применены нормы, ухудшающие положение учащихся.
В кодексе поведения учащихся подробно расписывается, как должен вести себя школьник в той или иной ситуации и какое наказание может быть применено в случае нарушения правил. Обязательно регламентируются:
- поведение при входе в школу, в коридоре, на лестницах;
- поведение в классе и на перемене;
- в библиотеке, столовой.
Отдельным пунктом указываются обязанности учащихся, требования к одежде, другие правила, о которых сочтёт необходимым упомянуть администрация школы.

поведение 1.jpg

С первого учебного дня школьник сталкивается с определенными требованиями, причём правил поведения в школе становится всё больше. Предполагается, что для того, чтобы легче запоминать правили и соблюдать их, ребёнок должен знать не только свои обязанности, но и свои права. Права ребёнка сегодня защищены международными соглашениями, но большинство указаний в них касается взрослых. Но дети в школе общаются не только с взрослыми, но и друг с другом в первую очередь. И при этом общении они могут принести друг другу вред, унизить достоинство, ущемить права. В условиях школы такой вариант более вероятен со стороны других детей, а не со стороны взрослых.
Задача внутреннего кодекса поведения школьника — разъяснить права, предписать обязанности и правила для того, чтобы права распространялись и гарантировались всем детям в школе.
Если каждый школьник будет точно соблюдать кодекс, в школе, по мнению его разработчиков обстановка, станет более комфортной психологически. Она не только важна для ребёнка и подростка сама по себе, но и делает его более податливым и раскрепощённым к усвоению знаний.

В чём особенности единого кодекса

У единого кодекса есть заметные плюсы, и столь же заметные минусы.
К плюсам можно отнести следующее:
- кодекс — путь, или, точнее, путеводитель к правильному поведению;
- само принятие кодекса, обязательного для всех, корректирует поведение учащегося;
- кодекс со сводом чётко прописанных правил обеспечивает должный уровень юридической защиты, как школе в целом, так и каждому учащемуся в отдельности.
Возможные «минусы»:
- Для составления кодекса, подходящего для любого российского школьника, потребуются большие затраты времени и денежных средств;
- От составителей также потребуется высокая квалификация. Оперировать локальными актами намного проще, чем расписывать правила поведения любого школьника.
- В любом случае кодекс может быть слишком расплывчатым, и далеко не любую ситуацию можно будет решить с его помощью.
В кодексе по определению предполагается наказание за несоблюдение правил, но понятие наказания и его допустимости в принципе у нас сейчас совершенно не проработано. Например, ранее в кодексах предполагалось наказание — отстранение от уроков на некоторое время, а иногда и исключение из школы. Сейчас такие меры воздействия в школах категорически запрещены.
Отсюда вывод: принятие обязательного и единого для всех кодекса поднимет такой пласт проблем, о котором пока даже не начинали думать те, кому по должности придётся его разрабатывать.
Ещё одна проблема: если правила поведения будут составлены конкретно, будет напрашиваться вывод, что всё, о чём не говорится в кодексе, или то, что там не запрещено, то разрешено и допустимо.


Своду школьных правил почти 150 лет

Прообразом современных правил служит компактный документ «Правил для учащихся», утвержденный постановлением СНК РСФСР в 1943 г. Правила включали в себя 20 лаконичных пунктов указаний и запретов, касающихся поведения как внутри школы, так и вне её. Последующие редакции только уточняли правила с учётом незначительно меняющихся реалий. Дисциплинарные функции постепенно переходили в общие требования... с общими словами.
До революции 1917 года поведение гимназистов и школьников строго регламентировалось правилами 1874 года и правилами о взысканиях, которые их дополняли. Эти правила упоминались в постановлениях и нормативных документах, использовавшихся в советское время.
При этом история насчитывала несколько стадий отношения к таким правилам, что заметно перекликается с настоящим временем. До 1927 года правила полностью игнорировались, затем в довоенных постановлениях 1927 - 1935 года появились отсылки к правилам, а затем попытки создать списки и регламенты общего характера. Основной упор делался, скорее, на гигиену, чем на дисциплину или нравственные основы. Так в правилах поведения школьников от 1929 года, редактируемых лично Н.К.Крупской, есть такие интересные пункты: « По дороге в школу не бегай вперегонки: можешь вспотеть и простудиться». Или «Не держи работу или книгу близко к глазам».
Принятые Совнаркомом правила 1943 года отличались заидеологизированностью, в них конструировали идеальный образ советского школьника. Попытки создания единого кодекса и свода правил лишь изредка предпринимались в последние десятилетия, так как каждая школа решала этот вопрос самостоятельно, благо, материала, который можно было взять за основу, было предостаточно. Последняя попытка была предпринята структурой РДШ в 2016 году, но разработанный проект не был принят в министерстве. Может быть, участие экспертов сделает попытки более успешными.

Комментарий:

Хачатрян Наира, преподаватель изо, черчения, декоративно-прикладного искусства: «Я считаю, что кодекс поведения нужен потому, что дети плохо себя ведут в школе. И им нечего предъявить. Я бы в такой кодекс включила дисциплинарное наказание для детей, которые нарушают порядок в учебном заведении. Так же включила бы дисциплинарное наказание для родителей тех детей, которые неоднократно были привлечены к ответственности за нарушение порядка и за плохое поведение. Я бы не включала в него физическое воздействие со стороны учителей, материальное (касается родителей). Такой кодекс поможет создать идеальную дисциплину в учебном заведении. Также по моему мнению это поможет ученикам лучше усвоить преподаваемый материал. Такой кодекс должен быть одинаково для всей России, так как проблемы везде одинаковые. А ещё я бы в такой кодекс включила духовно-нравственное воспитание личности учеников. А со стороны учителей взаимное уважение, понимание и сострадание по отношении к детям, ведь зачастую агрессивное поведение ребёнка зависит от грубости и безразличия учителей!»
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?