В России будут внедряться программы, способствующие переходу образовательных учреждений на работу в цифровой среде. С помощью разнообразных сервисов в образовательные процессы будут внедряться прогрессивные технологии.
Уже в ближайшем будущем вузы России смогут получить в пользование два материала такого типа, причём переданы они будут абсолютно бесплатно. О них рассказал Дмитрий Песков, как уполномоченный президента РФ по вопросам «цифровизации». Вопрос обсуждался в Сколкове на пленарных заседаниях. Отвечая на вопрос о бесплатных сервисах НТИ, Дмитрий Песков сказал, что таких удобств со временем будет много, но пока речь идет о двух из них.
Наиболее важным был назван сервис тестирования и выдачи личных рекомендаций для студентов вузов. Он сможет выдавать студентам личные рекомендации, например по выбору университетской команды. Сервис будет полезен первокурсникам, так как на базе полученных при тестировании рекомендаций можно будет более успешно формировать группы на курсе.
Ещё один сервис, о котором говорил Песков, это ряд базовых курсов в компьютерном формате, на тему основных компетенций. Этот информационный канал, популяризирующий цифровую экономику и имеющий обучающие функции, также будет предоставлен вузам на безвозмездной основе.
Инновационные сервисы
В России создан университет — принципиально новая организация, созданная с целью подготовки компетентных кадров для новой экономики, получившей уже название "цифровая". Его отличия от обычных — сетевой принцип деятельности: используются различные образовательные платформы, наиболее интересные модели обучения, и эффективные курсы от различных вузов. Университет строит на этой основе новую систему образования. Сделать сегодня что-то принципиально новое в рамках уже существующей системы невозможно, тем более сделать это в отдельно взятом вузе. Но в принципе, образование – совсем не обязательно стандарты, используемые повсеместно; определённое университетское здание; аккредитация штатных преподавателей. Задача университета - показать, что образовательный процесс можно формировать полностью по-новому.
Ещё одна задача – создать единую платформу, выстраивающую персональную траекторию развития. Именно в этих рамках создаются сервисы, обеспечивающие ускоренное развитие компаний.
Для чего нужен сервис тестирования студентов
Тестирование — современный способ исследования качеств личности, любых других выбранных параметров: уровня знаний, способностей, умений и навыков. Тестирование студентов известно и успешно используется уже более 120 лет, поэтому опыт составления и расшифровки тестов, в том числе и в образовательной сфере, накоплен большой. Сегодня тестирование быстро переходит из «бумажной» в компьютерную сферу, и становится более популярным.
От прочих методов диагностики тестирование отличается такими особенностями:
• имеет проверенную временем и стандартизированную схему сбора информации, её обработки и последующей интерпретации;
• позволяет использовать метод исследования для самого широкого круга вопросов;
• значительно сокращает время на сбор полученной информации, и её анализ;
• исключает субъективный подход тестировщика на любом этапе, в том числе и при оценке результатов.
Сегодня создано большое количество компьютерных программ для тестирования. У них различная форма. Есть программы с готовыми тестовыми заданиями, а есть программы – оболочки, в которых тесты можно создавать самостоятельно, подстраиваясь под требования и задачи конкретного вуза. Однако ни одну такую программу нельзя назвать универсальной и полностью подходящей для пользователей, не владеющих навыками программирования, то есть, для тех, кому такие программы и предназначены.
Известно 4 формы тестовых заданий: открытой, закрытой формы, задания на установления правильной последовательности и на соответствие. Однако почти все программы используют выборочный метод, когда студент выбирает правильный ответ из тех, что уже предложены в тестовом задании.
Программы – генераторы тестов не умеют модифицировать структуру текста, и это ещё одни недостаток компьютерного тестирования в вузе.
Основные отличия тестирования, используемого в вузах
1. Планирование содержания. Его отбор выполняется ещё до принятия — на этапе разработки, и тогда же анализируется экспертами.
2. Стандартизация по форме предъявления теста.
3. Статистические характеристики заданий. До тестирования уже определено, насколько тесты сложны, и будут ли они одинаково выполнены сильными и слабыми студентами. 4. Оценка точности измерения. В зависимости от результатов этой оценки можно принять или не принять результаты.
Цифровые системы тестирования для вузов сегодня можно разделить на категории:
1. ФЭПО (сетевой экзамен профессионального образования (федеральный)).
2. Компьютерное тестирование, в котором используется веб-интерфейс, позволяет не зависеть от ПО и аппаратной платформы.
3. Локальное тестирование. Для использования в конкретном вузе требуется установка специального ПО.
Цели тестирования, которое уже работает в вузах, различны. Если исследуется успеваемость студентов, то целью служит развитие интереса к подлежащим тестированию дисциплинам и активизация подготовки по этим дисциплинам.
В ходе тестирования выявляется уровень не только знаний, но также навыков и умений.
Так как тесты, пусть даже компьютерные, это стандартная методика оценки, то к составлению тестовых материалов предъявляются определённые требования, которые, несомненно, будут учтены в разработке сервиса .
Это наличие целей конкретного тестирования, технологичность и лаконичность заданий и последующих ответов, наличие одинаковых и понятных инструкций для испытуемых, соответствие инструкции содержанию теста. Нужно учитывать, что тесты, на сегодняшнем уровне их использования, не дают возможности оценить абстрактные и вероятностные уровни знаний и компетенций, то есть те, которые связаны с творчеством.
Чем конкретно будет отличаться предложенный университетом бесплатный сервис, мы узнаем уже совсем скоро.
Комментарий:
Шилова Дина Ивановна преподаватель физической культуры, аспирант географического факультета: «Если рассуждать об удаленных технологиях по предмету физическая культура, то первая мысль возникает, что это не приемлемо. Так как для такого предмета требуется личное присутствие студентов на занятии. Но сейчас в мире инноваций разработано много приложений, например Strava, RunKeeper и другие подобные, с помощью которых можно давать индивидуальные задания спортсмену на определенный цикл и потом просто отслеживать по программе достигнутые показатели, полученную физическую нагрузку и состояние спортсмена. Всё это можно применять и в работе со студентами в ВУЗе в случае дистанционного образования. Но такой способ тренировки не подойдет при командных видах спорта: баскетбол, футбол, хоккей и пр. Если уже говорить об электронном тестировании способностей студентов, то как один из способов проверки он может быть использован в ВУЗах. Важно, чтобы это был не единственный вариант проверки, а входил в комплекс оценки знаний. В небольшой степени это облегчит работу преподавателя при проверке, минимизирует накопление бумажных работ и поможет сделать анализ ошибок. Конечно, придется немало приложить усилий, чтобы создать полезный правильный и эффективный тест с заданиями, который со временем необходимо постоянно усовершенствовать и обновлять. Цифровые системы сейчас используются во многих ВУЗах, мне как аспиранту заочнику приходиться иметь дело с таким ресурсом. Считаю, что это очень полезный портал, где можно посмотреть оценки, расписание, кто будет вести лекции, какой список литературы необходим по предмету, какие требования предъявляются к знаниям, ссылки на полезные ресурсы, а также задать вопросы. Минусы, которые приходилось наблюдать – это небольшое опоздание обновления данных в программе, настройки персональных доступов и наличие разной информации по одному и тому же вопросу. Считаю, что инновация и цифровизация должны стать частью российского образования. Тем более что сама инновация – это эффективное новшество, которое просто необходимо использовать и внедрять в России, чтобы наши студенты были востребованы во всем мире.