Доработаны и представлены общественности новые ФГОСы для начальной и основной школы. Теперь в стандартах прописаны строгие требования к результатам по каждой основной учебной дисциплине, всего их выделено 16. Над новым проектом стандартов работали специалисты МПГУ, РПГУ, МГПУ.
Новые ФГОСы: для чего и что говорят эксперты
Министерство просвещения считает, Изменения, которые претерпели стандарты обучения, должен пройти обсуждение, как общественное, так и профессиональное, тем более что во время представления проекта и его доработок мнения была и высказаны весьма неоднозначные.
Преимуществом новых ФГОСов Министерство просвещения уже сейчас называет возможность каждого заинтересованного лица, ребёнка или родителя, увидеть точное содержание учебной дисциплины. Это значит, что содержание можно соотнести с его воплощением в одной отдельно взятой школе, с пособием, по которому ведутся уроки, с материалами ЕГЭ.
Оксана Решетникова, директор ФИПИ, сказала на пресс-конференции что ФГОС теперь можно считать своеобразным договором между государством и обществом.
Учитель чётко понимает тот минимум, который он обязан дать ученику, а родитель в свою очередь понимает, какие именно знания по предмету должен получить школьник.
Новые ФГОСы содержат определённые контрольные точки, с чётко указанными результатами по предмету. Их учащийся должен пройти к определённому времени. Такие точки – хорошая возможность понять, как в конце учебного года оказались освоены определённые предметы, какие проблемы остались нерешёнными и как их планируется решить. Такие контрольные точки – хорошая возможность что-то поправить в обучении ещё до того, как пришло время ОГЭ и ЕГЭ.
Директор одной из школ, говоря о ФГОСах, обращает внимание на то, что в них очень важно отыскать баланс между контролем и свободой в самом процессе обучения.
И для этого необходима воля Министерства просвещения. Если она будет, удастся сохранить все обязательные параметры, содержащиеся в стандартах, и не ограничить учебные заведения и педагогов той свободе, которая так нужда для развития российского образования. По утверждению директора, контроль и постоянные проверки способны «задушить» деятельность педагогов и не дать достигнуть поставленных целей.
Экспеты считают, что необходима ещё большая конкретика по каждому предмету. Но проверять уже достигнутые результаты обучения удобнее не в конце учебного года, а через более крупные отрезки времени. Например, за период 5 – 6 классов, или за период 7 -9 класс.
В целом же новые стандарты вполне способны к созданию "единого образовательного пространства".
Содержание и основные отличия новой редакции
Важно то, что их утверждение потребует доработки большей части школьных учебников. В текущем учебном году вводить новые ФГОСы не планируют. В предыдущей версии стандартов в них включался ряд установок на формирование компетенций в общем виде. То есть, задавались определенные рамки — критерии требований, а что конкретно, и в каком классе изучать, каждая школа должна была решать самостоятельно. Из этого следовало, что программы двух школ, даже находящихся в одном районе, могли очень сильно различаться между собой.
В новых же стандартах сохраняется фундаментальных характер начального и основного образования, укрепляются связи между предметами и внутри одно учебной дисциплины. Конкретно задан минимум и максимум часов, которые нужно затратить, чтобы реализовать ООП.
В проектах стандартов поменялась последовательность разделов. Так, например, теперь требования к конечным результатам освоения ООП стали завершающими в документе. Вместе с предметными результатами более точно и конкретно указано и содержание программ коррекционной работы, воспитательных программ.
1. Основные проектируемые изменения:
должны быть четко прописаны обязательства каждой школы перед обучающимися и их родителями. В первую очередь следует развивать «мягкие» навыки, - метапредметные, личностные.
Навыки подробно перечисляются. Например, в рамках отдельной учебной дисциплины учащийся должен уметь оперировать понятиями, решать задачи, интерпретировать, и многое другое.
Прописывается точный формат работы для развития каждого навыка. Например, выполнение лабораторных и практических работ, занятия внеурочной деятельностью.
Контрольные точки строго фиксируются. Например: словарный запас за год увеличивается на 50 новых слов, и т.п.
В соответствии с новой версией ФГОС теперь в программу обучения входят три раздела:
• целевой. С целями, задачами и прогнозируемыми результатами;
• содержательный. С темами и блоками;
• и организационный. С планами, формами аттестации, мероприятиями.
Конкретизируются результаты по предметам.
Так в стандарте для начальной школы прямо указаны требования, предъявляемые к результатам для таких предметов, как русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Конкретизированы результаты и для предметов средней школы. Например, перечислены конкретные литературные произведения, которые обучающиеся должны обязательно прочитать на уроках, или самостоятельно.
2. Тематические модули
Требования разделены на модули по предметам. Для начальной школы это «ИЗО», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». Новое во ФГОСе для основной школы – модули для ОБЖ, родного языка и родной литературы. Помимо обязательных модулей описаны и те, которые могут изучаться при наличии для этого определённых условий, таких как контингент обучающихся, материально-техническая база, природные условия. Так в учебном предмете «Технология» к таким модулям относятся растениеводство и животноводство. Для «Физической культуры» это «Плавание» и «Зимние виды спорта».
3. Программа воспитания
В содержательный раздел вводится «программа воспитания». Во ФГОСе для начальной школы она заменяет две программы: формирования экологической культуры, и «духовно-нравственного развития.
В Минпросвещения утверждают, что новые ФГОСы значительно уменьшат нагрузку на учащихся.
Комментарий: Сидельникова Оксана Петровна, заместитель директора по ВР
«Я считаю, что у Федерального государственного образовательного стандарта есть как положительные стороны, так и отрицательные. Из положительного могу выделить – опора на проектную и исследовательскую деятельность – ученик учится работать самостоятельно или в группе, что очень важно для социализации; ФГОСЫ нового поколения имеют преемственность подходов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы; по идее материально-техническая база кабинетов должна соответствовать требованиям ФГОС, чего на самом деле чаще всего мы не наблюдаем. Особо хотелось бы выделить внимание ФГОС ко внеурочной деятельности: дети посещают кружки в школе бесплатно. Но в тоже время больший упор на уроках делается на развитие личностных и метапредметных знаний, а вот предметным знаниям не уделяется должного внимания. Огромные по своим размерам диагностические работы – большой минус. У учителя прибавилось больше бумажной работы. Откуда тогда взять время на качественное обучение учащихся? Всё же, несмотря на имеющиеся отрицательные стороны, ФГОС имеет право на существование, но со значительными доработками. При формировании ФГОС нового поколения необходимо учесть мнение, как практикующих педагогов, так и родителей».