Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Как учить уроки дома

Домашнее задание — это часть урока, повышающая качество знаний. Современная школа считает, что образовательных целей можно добиться только в комплексе работ в школе и дома.
Но при максимальной загрузке на уроке педагог может по собственному усмотрению обходиться и без него.

Основные требования

К домашнему заданию есть определенные требования.
1. Ясность. Все ученики должны понимать, что именно делать, и как.
2. Доступность для самостоятельного выполнения. С одной стороны, к заданиям необходимо давать исчерпывающее объяснение, с другой - они не должны оказаться слишком простыми.
3. ДЗ должно предусматривать проверку. Именно проверка воспитывает старательность.
4. Разнообразие. В нём должны встречаться как стандартные, так и нестандартные вопросы. Кроме того, ДЗ может быть как фронтальным, так и дифференцированным.
5. Вопросы ДЗ должны регулярно повторять основные разделы пройденного материала.
6. Должен учитываться объём: ДЗ должны согласовываться с заданиями по другим предметам по объёму.

Объём и время выполнения ДЗ

СанПин №189 от 29.12.2010 требует исключить в 1-ом классе сам факт заданий на дом. В первом полугодии - полностью, а во втором - они разрешаются в пределах часа, и не более. Чтобы исключить перегрузки, общий объём ДЗ должен составлять по классам:
• 2 − 3 кл. – до полутора часов;
• 4 − 5 кл. – до 2;
• 6 – 8 кл. до 2,5;
• в старших классах до 3,5 часов.
В реальности, в ДЗ сегодня включается всё, что не успели выполнить на уроке. И часто объём материала - очень большой, особенно когда учитель был вынужден разбирать организационные вопросы или обсуждать дисциплину.
И сам факт того, что сегодняшняя программа слишком многого требует, вынуждает некоторых учителей задавать на дом огромный объём, чтобы уложиться в предусмотренные программой сроки.
При этом следует учитывать психофизиологические особенности детей. Все указанные нормативы примерны и далеко не всегда совпадают с практикой. Почти все родители считают, что дети могут сосредоточенно работать не дольше 30 - 40 минут и часто отвлекаются на еду или игры. Общее время выполнения заданий реально может составить несколько часов. Естественно, превышение нагрузки не пройдёт бесследно: повышается утомляемость. Возникают иммунные дисфункции, нервно-психические расстройства.

дз3.jpg

О недопустимости перегрузки говорится в письме Минобразования № 220/11-12.
Перегрузки вызывают слишком большие или трудные ДЗ, несформированность умений для их выполнения или оформления.
Наиболее частой причиной перегрузок является неправильный расчёт на умения учеников, а также несогласованность ДЗ по нескольким предметам. Так, например, во 2-ом классе на ДЗ по одному предмету не должно затрачиваться более 20 минут, а в 3 − 4 - более получаса.

Задания на выходные и каникулы

Если с начальной школой и недопустимостью ДЗ на выходные всё просто, об этом в Письме Министерства говорится предельно конкретно, то прямого запрета задавать ДЗ на каникулы - нет. Такое условие закрепляется только во внутренних правилах школьного распорядка.
Отсылку в этом случае можно сделать к Конвенции о правах ребенка, принятой 20. 11.1989. В ней говорится о праве на отдых, а каникулы - как раз и являются временем отдыха, а не временем выполнения ДЗ. Однако необходимо учесть, что ФЗ «Об образовании» в ст. 30. п. 2 говорит, что Положение о ДЗ каждая школа разрабатывает самостоятельно.

О проверке

Проверять - означает устанавливать правильность и качество, а также определять приёмы, которые ребёнок использовал при выполнении.
Проверка ДЗ производится по системе, предусматривающей методику учёта знаний (что именно проверять, когда и как).
ДЗ во многом теряют смысл, если постоянно не проверяются.

Зачем нужно делать ДЗ

Ребёнок, который не работает систематически, теряет интерес к учебной работе, и у него появляется неприятие к самому факту ДЗ. Этот факт исправить намного сложнее, чем пробелы в знаниях. Если же ДЗ интересное и продуманное, его можно делать с удовольствием.
Приёмам осмысленной и правильно организованной работы нужно учиться.
Педагоги рекомендуют готовить ДЗ в день, когда оно было задано, а не в день перед следующим уроком.
Подготовку следует начинать с «нелюбимого» или трудного предмета.
Считается, что приступать к выполнению ДЗ нужно через 1,5 - 2 часа после школы. Информация за это время ещё сохранится в памяти, а усталость от уроков уже пройдёт. Пик работоспособности приходится на 15 – 16 часов.
В процессе выполнения необходимо устраивать перерывы, так как монотонная работа в течение продолжительного времени снижает производительность.
Желательно делать перерывы через каждые полчаса и заполнять их физической активностью.
Отказываться от выполнения - нецелесообразно, так как именно регулярная самостоятельная работа развивает личность, связывает школу с жизнью.
Если личные качества не подкреплять деятельностью, они остаются неразвитыми, и часто даже одарённый школьник в будущем не достигает высот, так как не развил силу воли и ответственность для взрослой самостоятельной деятельности.
На самом уроке развитие таких качеств только намечается, но полностью не реализуется без постоянных осознанных действий ребёнка. Сам процесс преодоления укрепляет характер.
Кроме того, ребёнку необходимы задания, время на выполнение которых строго не ограничено, где требуется поиск и пробы.
Невыполнение или нерегулярность выполнения ДЗ приводят к тому, что дети учатся недобросовестно относиться к обязанностям, халтурить и обманывать. В дальнейшем это принесёт вред способностям к усвоению нового материала.

Какая помощь в выполнении ДЗ может и должна оказываться

Помощь со стороны родителей должна заключаться в развитии самостоятельности, поддержании чувства ответственности ребёнка.
Помощь должна оказываться созданием спокойной обстановки и комфортных условий: необходимого уровня освещения, температуры в комнате.
Кроме того, сам интерес родителей к школьной жизни - это предпосылка успешной учёбы в школе. Родители должны серьёзно относиться к выполнению ДЗ, тогда и сам школьник будет относиться серьёзно.

Комментарий:
Анна Николаевна, преподаватель биологии: «Сам факт пандемии сильно ослабил контроль над выполнением заданий. Дома дети говорили, что ничего не задано, а на самом деле занятие было. Некоторых детей родителям приходится контролировать: например, ребенок сказал, что выполнил задание, а на самом деле — нет. Серьезную проблему представляют сборники в интернете, которые дают детям готовые ответы решения. В этом случае ребенок лишается стимула думать самостоятельно. Хорошо, если у родителей есть постоянная связь с учителем-предметником, чтобы уточнить задания и посоветоваться о форме их выполнения. Некоторые родители выходят в интернет даже по видеосвязи, чтобы продемонстрировать ход выполнения заданий. Консультация педагога нужна и в том случае, если есть сомнения в правильности условия или вопроса».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?