Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Профессиональное выгорание: профилактика, самодиагностика, причины

Профессиональное выгорание это эмоциональное истощение. Впервые данный термин был применен в отношении работников психиатрических учреждений. Позднее его стали употреблять в отношении любых людей, которые оказывают услуги другим людям. Профессиональное выгорание особо касается школы: ведь тут преподаватели постоянно сталкиваются со стрессом, непониманием, неудовлетворенностью. Причины — высокие нагрузки, давление со стороны проверяющих, родителей, детей. Начинается все с усталости: педагог с трудом доходит до дома, без удовольствия ест и спит, ему снятся кошмары. Позже на работе начинает все раздражать, педагог срывается на детей, избегает общения с родителями. Тяжелые эмоциональные перегрузки усиливаются физической усталостью: нужно много времени проводить на ногах, постоянно вглядываться в тетради, разбирать неудобный детский почерк. Не дают расслабиться частые совещания в учительской, где руководство подвергает разгрому методики преподавателей, угрожает увольнением и отсутствием премий, разбирает уроки и усматривает вину преподавателей в поведении учеников. Сложность представляют для многих ранние подъемы: занятия начинаются в девять утра, но нужно прийти пораньше, подежурить перед классом, добиться прихода всех учеников. На переменах преподаватель должен доставить журнал в другой класс, а порой и подежурить в коридоре, добиваясь послушания со стороны мчащейся между классами ватаги школьников. Сильные неудобства могут доставлять заполнения журналов: их нужно записать на обоих носителях — в бумажном и электронном варианте, соблюсти расчасовку, правильное название тем и количество оценок. Вписывать темы в журналы надо особенно аккуратно, так как в бумажном варианте исправить все может быть чрезвычайно сложно. 

выгорание22.jpg

После уроков необходимо проверять тетради, готовиться к контрольным и к будущим урокам. При этом могут быть дополнительные совещания или поручения руководителя: сопроводить детей в на концерт, провести внеклассное занятие. Очень большая нагрузка ложится на классных руководителей, которые обязаны контролировать приход детей, связываться с родителями, обсуждать поведение учеников, проводить классные часы и родительские собрания. Давление родителей является особой темой в работе с профессиональным выгоранием, поскольку многие папы и мамы считают своих ненаглядных чад идеальными, а работу преподавателей неудовлетворительной. Родители редко интересуются домашними заданиями, результатами контрольной, поведением на уроке, однако потом, внезапно открыв дневник, они удивлены, что у ребенка плохая оценка в четверти. Поэтому начинаются претензии к учителю, который якобы специально занижает оценки и унижает ученика. А между тем родители должны контролировать выполнение домашнего задания и успеваемость в течение всей четверти. Многие учителя разрешают родителям приходить на занятия.
В качестве профилактики профессионального выгорания необходимо планировать карьеру и выбирать те учебные заведения, где к учителям относятся уважительно. Важно получать советы от более опытных учителей, как скоординировать работу с учениками наиболее грамотно. Выстраивание личных границ позволяет отказывать тем людям, которые требуют от учителя работать сверхурочно. Постоянное самообучение преподавателя дает ему возможность использовать больший потенциал и грамотно выстраивать работу. Важно достаточно отдыхать, не брать на себя сверхурочную работу и получать удовольствие от того, что формирует базовые ценности: защищенность, гарантии удовлетворенности прожитым днем. Самодиагностика профессионального выгорания заключается в том, чтобы ответить себе на главные вопросы: «Свое ли место я занимаю? Там ли работаю? Не перерабатываю ли я? Хватает ли мне знаний, чтобы учить детей? Не слишком ли я позволяю окружающим управлять собой, правильно ли я выстраиваю свои личные границы и не нужно ли мне больше отдыхать?» Если учитель чувствует, что он не справляется с потоком заданий, поступающих от администрации, потоком претензий от родителей и детей, если есть ощущение постоянной усталости и бесполезности усилий, то в пору задуматься, не пора ли то-то менять в жизни.
Бороться с последствиями выгорания очень непросто. Лучше это удается в более сплоченных коллективах, где проводится тимбилдинг, тренинги коммуникативной компетентности. Взаимовыручка учителей позволяет им проводить супервизии, делегировать ответственность и распределять нагрузки, помогая друг другу. Помогают неформальные отношения в коллективе, когда коллеги и подсказывают, и присутствуют на уроке, и готовы помочь с методическим материалом.
Помогает правильная организация времени: дела нужно делить на срочные и несрочные, важные и неважные. Постоянном поднимая уровень своей эмоциональной компетенции, преподаватель учится ассертивному поведению и не дает ввергнуть себя в манипуляции. Организуя пространство рабочего места в соответствии со своими желаниями, добавляя правильные цвета, картины, фотографии, запахи, учитель формирует приятные эмоции. Особо важно заботиться о своем теле. Правильное питание, достаточные физические нагрузки позволяют дополнительно снимать эмоциональную усталость.
Настроиться на позитивный лад позволяет искусство. Посещение театров, выставок, концертов перестраивает негативную цепочку событий в позитивную: ведь искусство творит чудеса. Продуцирование как можно более позитивной повестки дня на фоне просмотренных приятных фильмов, прочитанных увлекательных книжек — сохраняет настрой бодрствования и оптимизма.
Многие психотерапевты справедливо указывают на пользу от аутогенных тренировок. Они дают положительные аффирмации, нацеленные на отдых, справедливые отношения, здоровую самооценку.

Комментарий:
Анна Павловна, учитель истории: «Профессиональное выгорание появляется у учителей потому, что на них сейчас взвалена огромная нагрузка, а помощи ждать неоткуда. Дети очень изменились по сравнению с тем, что было 20-30 лет назад. Сегодня для них особых авторитетов, большинство интересов касается смартфонов и компьютерных игр. Учитель должен заинтересовать ученика, при этом ученик зачастую приходит из дома разболтанным, ленивым, немотивированным. Учителей, наверное, мало на такое количество учеников, а ведь преподаватель должен следить за дисциплиной, моральными устоями в классе. То, что происходит за стенами школы, тоже плохо влияет на учеников, поэтому важно, чтобы радио, телевидение, интернет как-то меньше доходили до школьников. Но в итоге учитель считается во всем виноватым. Нужно при этом и домашними делами заняться, и к завтрашним урокам приготовиться. Выходом была бы грамотная и бережная загрузка учителей и возможность им больше отдыхать».
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?