Для того, чтоб выяснить это, мы выделим несколько пунктов:
1. Определите задачи и цели.
Вам необходимо иметь четкое представление целей и задач, на которые вы собираетесь потратить свое время, а также, что весьма вероятно, деньги для обучения иностранному языку. Далее вам нужно установить для себя сроки, за которые вы собираетесь выучить язык. Безусловно, вам стоит иметь четкое понятие, для чего вам все это необходимо. Просто так учить что-либо будет весьма трудно, так что поставьте для себя конкретные задачи, которые должен будет решать иностранный язык. Какую основную цель вы преследуете? Оцените ваши объективные потребности в столь специфической отрасли знаний.
2. Систематическая работа.
Проводите занятия регулярно, занимаясь не меньше, чем 3-4 и более раза в неделю с педагогом. Помимо того, не забывайте о самостоятельных занятиях. Не откладывайте занятия на следующий день, избегайте отговорок и всего, что может нарушить сроки занятий. Помните о промежуточных целях на пути к основной. Когда будете «проходить» очередной этап, добивайтесь наиболее полного усвоения полученного материала. Не стоит переходить к новому этапу, пока на все 100% не усвоен предыдущий.
Можете разработать собственную систему изучения языка. Особенно это подойдет тем, кто занимается самостоятельно. Метод проб и ошибок отлично подойдет тем, кто обладает усидчивостью, а также ярым индивидуалистам. Кроме того, это поможет вам неплохо сэкономить на репетиторе. Однако, как правило, преподаватель необходим.
3. Выберите методику будущего обучения.
Методик обучения иностранным языкам довольно немало. Какую же из них выбрать? Анализ их всех занял бы слишком много времени, к тому же в этом нет особой необходимости.
Условно все многообразие методик можно разделить на две основные группы:
1) Первая группа максимально опирается на родной язык, активно использует грамматику.
2) Вторая группа уделяет больше внимания практике изучаемого языка, при этом родной язык используется минимально.
Обе методики имеют как сильные, так и слабые стороны. Золотой серединой будет использование элементов обеих методик. Так можно решить конкретные задачи, стоящие на пути обучения. Одним из основных критериев по отбору методики являются, безусловно, ваши текущие и конкретные потребности в изучении. Например, у вас есть необходимость обучения устной речи, чтению или, наоборот, грамматике и письму. Кроме того, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности каждого обучающегося.
Стоит особенно отметить разницу между обучением взрослых и детей. Зачастую, детям легче, чем взрослым, дается изучение нового языка. Тремя основными причинами для этого являются:
1) У детей нет достаточно твердого знания своего родного языка, не имеет четко закрепленных языковых стереотипов.
2) Дети осваивают язык, в основном, на эмоциональном уровне, в то время как взрослые делают это при помощи логических операций, анализа и осмысления. Таким образом, дети более естественно изучают новый язык.
3) Социальный опыт детей меньше, чем у взрослых. Поэтому в социальной ситуации им проще использовать вербальные коммуникации (язык), нежели невербальные, в отличие от взрослых. Взрослый человек, не знающий чужого языка, может воспользоваться жестами и прочими невербальными способами передачи информации, в то время как ребенок будет вынужден усвоить язык.
Основываясь на этих факторах, разработаны особые способы обучения детей языку. Наиболее естественной формой обучения является игра – это позволяет наиболее полно опереться на особенности ребенка. Логично в методике обучения детей минимализировать использование родного языка.
Из-за языковых стереотипов взрослые люди чрезмерно предаются логическим операциям и анализу при обучении, что предполагает широкое использование родного язык, а также методов сопоставления изучаемого и родного языков. Лучше всего для этого могут подойти схемы и таблицы.
Перечисленные выше особенности также указывают на то, что дети гораздо проще и быстрее, чем взрослые люди, могут усваивать устную речь, являющуюся главным показателем знания иностранного языка. Взрослые же, в свою очередь, гораздо проще усваивают теоретическую составляющую языка и письменную речь. Для них гораздо проще понять грамматику и ее применение в различных вариациях использования, однако для того, чтоб перейти от теории к практике, им необходима некоторая подготовка.
При обучении взрослых стоит сочетать хорошую теоретическую базу знаний с регулярной практикой и применением этих знаний в реальной жизни (или упражнениях с педагогом). Следует уделить наибольшее внимание теоретической подготовке, если перспектива общения с носителем языка является отдаленной. Однако при этом не стоит увлекаться теорией настолько, чтоб забыть о практике. С другой стороны, если общение с носителем языка предстоит в ближайшем будущем, необходимо действовать по «детскому» способу обучения: минимизировать использование родного языка и активно устно общаться на изучаемом языке.
Уже в самом начале обучения пробуйте как можно чаще применять свои знания на практике, пусть даже довольно скромные. Наиболее качественное запоминание лексики и фраз происходит благодаря применению языка в реальной жизни. Главным образом, это происходит благодаря «пробуждению» эмоций: вы сразу же сможете понять, какие речевые обороты знаете достаточно прочно, чтоб использовать их, практически не задумываясь, а какие еще требуют доработки. Для этого вам необходимо самостоятельно подобрать себе «иностранную» среду для языковой практики. Несмотря на то, что вам вряд ли удастся сразу начать общаться с носителями языка, для которых этот язык – родной, вы приобретете необходимый для себя опыт. Используйте журналы, газеты и прочую «живую» литературу на изучаемом языке, прослушивайте аудиоматериалы, смотрите видео, читайте книги. Позаботьтесь о том, чтоб рядом с вами звучала иностранная речь. Ваши уши должны привыкнуть к ней, иначе вам будет гораздо труднее перейти от теории к практике.
Для наиболее качественного и быстрого изучения языка вы должны «общаться» не только с учебной отечественной литературой, но и с настоящими, естественными носителями этого языка – устными либо письменными. Вы можете изучать литературу на иностранном языке, слушать музыку с использованием этого языка, можно использовать видеофильмы, особенно художественные.
При наличии Интернета у вас открываются практически неограниченные возможности. Путешествуйте по веб-страницам, где используется иностранный язык, используйте переписку по е-мейлу. Отличным способом двустороннего обучения языкам является заведение друзей-иностранцев: при естественном общении вы будете изучать их язык, а они – ваш.
Итак, вы можете учить язык как с педагогом, так и самостоятельно. Если во втором случае все более или менее понятно, то в первом возникают определенные трудности, а именно: проблема выбора преподавателя. Этот вопрос требует тщательного рассмотрения, потому как от него зависит, как быстро и насколько качественно вы сможете выучить иностранный язык. Кроме того, финансовая составляющая также является весомой.