Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Сильно ли «упали» «европейцы»?

Сегодня мы можем наблюдать интересную и значимую тенденцию, касающуюся возрастания интереса к обучению китайскому языку на курсах — и снижению такового интереса ко всей совокупности европейских языков. Рассмотреть ситуацию во всех деталях нам поможет «Яндекс», вернее поисковые запросы к нему. Не секрет, что люди пытаются найти в поисковиках то, что их действительно интересует, поэтому этот критерий можно считать показательным. 

Итак, посмотрим, с какой частотой люди задают «Яндексу» вопрос о курсах обучения английскому языку. Достаточно часто количество запросов традиционно остаётся достаточно высоким и практически вдвое превышает число запросов о других европейских языках. Так в августе 2015 года количество интересующихся обучающими курсами составило 79582 пользователя. 

Но попробуем сравнить эти показатели с прошлогодними, а также показателями двухлетней давности. Здесь мы видим несколько неожиданную картину. Так в августе прошлого года количество запросов составляло 93250 единиц, а в августе 2013 и вовсе превышало 100 000. Налицо явное падение, но почему? Можем ли мы определить, с чем это связано? По всей видимости — да, но сначала ещё несколько фактов. 

Что говорит статистика?

График обращений к «Яндексу» по поводу английских обучающих курсов не представляет собой ровную линию, есть на нём и всплески. Традиционный подъём интереса виден в январе и затем в сентябре, что, видимо, связано с началом нового года, в том числе и учебного, и новыми наборами на полугодовые курсы в этих месяцах. Но, тем не менее, налицо явное снижение интереса пользователей. Может быть, причина снижения в том, что в России сейчас работает слишком много курсов английского языка с агрессивной рекламой, и пользователям, чтобы их отыскать, просто незачем задавать вопросы «Яндексу»? 

Google-Translate-YM-1024x638.jpg

Чтобы проверить, рассмотрим поисковые запросы о курсах немецкого языка, занимающего по популярности вторую строчку после английского. Мы увидим ту же тенденцию: постепенное снижение количества запросов. Вот самый "результативный" месяц — январь, в который студенты, учащиеся, и просто все желающие, вернувшись с летних каникул, обращаются к поисковикам в поисках новых обучающих занятий. Так вот, в январе 2015 года поисковых запросов к «Яндексу» по России было 10 864, год назад — 14 729, а в январе 29013 года — 16 014. И здесь мы видим постепенное, но неуклонное снижение интереса. 

Может быть с курсами французского и испанского языка всё по-другому? Нет. Здесь точно такое же снижение количества поисковых запросов:

• запросы о курсах французского языка за январь прошлого года составляют 6 669 единиц, а за январь нынешнего — 5820.
• курсы испанского языка в прошлом январе искали 6551 пользователей, а в январе 2015 их количество сократилось до 4409 человек. 

Получается, что спад интереса к языковым курсам в равной степени коснулся всех наиболее распространённых европейских языков, традиционный многолетний интерес россиян, к изучению которых в прошлые годы только возрастал. 

Может быть, курсы обучения иностранным языкам в принципе перестают быть интересными для наших соотечественников, и они теперь вместо языков планируют посещать креативные мастер-классы? Или сложная экономическая ситуация вынудила учащихся повременить с занятиями?

Но давайте посмотрим статистику запросов курсов обучения восточным языкам. Уменьшилось ли количество россиян, планирующих посещать курсы, допустим, японского языка, и ищущих информацию об этом в интернете? Оказывается, нет, практически не уменьшилось, а даже несколько увеличилось. Смотрите сами: в августе 2014 года запросов было 2016, а в августе 2015 года — 2119. Такие же соотношения можно видеть и для других месяцев. Как и в случае с европейскими языками, на графике наблюдаются всплески в сентябре и январе, но сама статистика показывает несколько другую картину: тенденции к снижению количества поисковых запросов мы не наблюдаем, но, впрочем, и бурного роста интереса тоже. 

Проверим, что творится с поисковыми запросами относительно курсов арабского языка. Всё точно также как с японскими. Тенденции к снижению нет, есть пики, приходящиеся на самые "образовательные" месяцы — начала учебного и календарного годов, есть плавный и очень небольшой рост интереса пользователей. 

Переходим к запросам относительно китайских курсов. И видим принципиально отличающуюся картину. В 2014 году заметен явный рост интереса. Каждый месяц 2014 года курсами китайского языка интересовалось намного больше пользователей, чем в 2013 году, а 2015 году, график функции роста интереса хоть и стал более пологим, но продолжает рост. Просто в качестве примера: 

- июнь 2013 года — 4305 запросов, 
- июнь 2014 — 5483 запроса, 
- июнь 2015 года — 6511 запросов.

Какие выводы мы можем сделать, анализируя поисковые запросы?

Ни в коем случае не выводы о том, что наша страна отворачивается от Запада. Несмотря на обострившееся политическое противостояние, экономические связи с Западом продолжают расширяться, хотя и в несколько "переформатированном" и нервозном виде. Но теперь у сотрудничества с Западом возникла яркая и интересная альтернатива — Китай, и этой альтернативе Россия открывается все больше. 

Доказательством разворота в сторону Китая являются глобальные совместные проекты в области нефте- и газодобычи, строительства магистральных трубопроводов, и целый ряд других проектов в различных областях промышленности. 

Интересно, что говорят о сближении двух крупнейших стран китайские СМИ:

- «Хуаньцю шибао» КНР пишет, что Россия впервые за много лет приняла участие в параде китайских вооружённых сил, посвящённых победе в Японо-китайской войне. А уже в конце августа 2015 две наши страны провели и совместные военно-морские учения на побережье Приморского края и Японского моря. 
- ЦТ Китая CCTV пишет, что, начиная с мая 2015 года, Россия стала для Китая крупнейшим поставщиком нефти, обогнав Саудовскую Аравию. 
- «Хуаньцю шибао» КНР пишет, что нынешним летом в Санкт-Петербурге прошёл медиа-форум, на котором присутствовали более 3 тысяч представителей прессы из обеих стран. 

Форум продолжался неделю, на нём работало около 30 тематических площадок. 

Завершился он подписанием 9 документов, в которых говорится об информационном и деловом сотрудничестве в этой области. По словам китайской газеты, этот факт заложил основу прочных деловых связей между СМИ нашей стран. 

- «Вэньвэйпо», Гонконг пишет, что начата разработка концепции Красного Туризма, то есть посещения мест революционной и боевой славы в России и Китае. На проходившей в Хунане, городе, в котором родился Мао Цзэдун, конференции по Красному Туризму, обсуждались соответствующие вопросы. 

Можно с полным основанием утверждать, что этот явный разворот в сторону Китая как раз и подтверждается статистикой поисковых запросов в Яндексе по поиску курсов китайского языка.

Комментарий:

Черкашина Татьяна Юрьевна, преподаватель английского, французского и русского языков, устный и письменный переводчик: 

«На мой взгляд, спрос на европейские языки не упал. Многих кризис подстегивает учить английский и другие языки, так как как повышаются требования к работникам, некоторые люди мигрируют в другие страны. Спрос китайского растет, но и на английский, французский и русский языки — не падает».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?