В министерстве образования и науки РФ принято решение о введении новых стандартов в музыкальных школах страны. В частности, сокращена учебная программа по специальности «инструментальное исполнительство» – ранее учащиеся занимались этим предметом в течение всего срока обучения, а сейчас предполагается использовать на эти цели лишь чуть менее семи лет.
Новый стандарт фактически предполагает начало освоения этой специальности с пятого класса, а не с самого момента поступления одаренного ребенка в музыкальное учебное заведение. По мнению, многих специалистов и исполнителей тем самым ликвидируется начальное музыкальное образование, так как именно с 6 или 7 лет ребенок начинает осмысленно заниматься музыкой, и его способности раскрыты для педагогов. Особенно остро это коснется известных элитных образовательных заведений, таких как Гнесинская и Центральная музыкальная школы, откуда вышли многие именитые музыканты, являющиеся достоянием России. К сожалению, не все чиновники способны глубоко вникнуть в тонкости музыкального образования.
Другая проблема, которая сможет напрочь разрушить всю систему отбора талантливых детей, заключается в том, что вступительные экзамены для первоклассников отменены. А ведь именно при первоначальном собеседовании педагог сможет выявить ребенка, обладающего великолепным слухом или голосом, при этом дети, не обладающие музыкальными способностями, отсеиваются. Сейчас в соответствии с новыми стандартами образования любой ребенок может поступить в самую престижную школу и осваивать музыку даже без способностей к ней. Единственно, чему смогут преподаватели научить человека в подобной ситуации – освоить основы музыкальной грамоты и сносно играть на одном из инструментов. А это возможно лишь при большом желании маленького человечка, однако без способностей это вряд ли произойдет, примеров тому множество – сколько ребят в свое время занимались в музыкальных школах без способностей не перечесть, и кроме отвращения к искусству у них ничего не осталось.
Подобные действия профильного министерства говорят лишь об одном – уничтожение ценного опыта для обучения талантливых детей, который создавался многими десятилетиями. Единственный минус обучения музыке с самого раннего возраста в том, что многие ребята, даже одаренные слабо успевали по другим общеобразовательным предметам. И если у них по каким-либо причинам не складывалась успешная карьера в искусстве, то получить высшее образование по другой специальности было сложно.
Озабоченность образовательных органов понятна – каждый ребенок должен усвоить обычную школьную программу и получить хотя бы минимальный запас знаний по всем предметам. А как быть, если ребенок обладает способностями и почти все его время посвящено музыке, игре на любимом инструменте? Ведь из одаренных мальчишек и девчонок впоследствии получаются выдающиеся музыканты и певцы, составляющие гордость России. Конечно, никто не хочет отменить учебу по основным общеобразовательным предметам, но необходимо учитывать все нюансы и сложности музыкального образования, для освоения которого необходимы сильное желание, воля и большой труд на протяжении всей жизни.
Поэтому известные музыканты и педагоги предлагают не реформировать хотя бы несколько известных музыкальных учебных заведений – их действительно не больше десятка на всю нашу огромную страну.