Примерно 92 процента учителей полагают, что действующая система оценки качества их труда объективна и не готово к внедрению новой системы аттестации.
Эти данные представлены сотрудниками Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Они провели социологический опрос среди педагогов таких регионов, как:
1. Воронежская область.
2. Свердловская область.
3. Ивановская область.
4. Ставропольский край.
5. Алтайский край.
Опрос проводился выборочно в течение трёх лет в рамках исследований «Мониторинг эффективности школ». Порядка 43 процентов учителей считают сложившуюся систему оценки их профессиональных качеств абсолютно объективной, и более 49 процентов считают итоги оценивания близкими к объективному результату.
Аттестация оценивается педагогами с разных точек зрения:
· более 61 процента полагают, что результаты аттестации повлияют на уровень заработных плат;
· около 44 процентов полагают необходимость оценки их труда для сохранения рабочего места;
· 70 процентов уверены в повышении профессиональных качеств по результатам аттестации;
· около 10 процентов педагогов считают систему оценки их труда формальной и не влияющей на качество профессиональной деятельности.
В настоящее время аттестация учителей проводится один раз за пять лет. По результатам этих процедур лучшим специалистам может быть присвоена высшая или первая квалификация. Оценка компетенций проходит в письменной форме и с помощью компьютерного собеседования, где определяются уровень знаний предмета и методические навыки.
По состоянию на март текущего года в российских школах работает больше одного миллиона педагогов. Треть от общего числа имеют первую или высшую квалификацию. Примерно столько же сотрудников школ заявляют о проблемах в уровне профессиональных знаний. Большинство сетует на недостаточное владение компьютером и слабые знания по работе с детьми, имеющими инвалидность или ограничения по состоянию здоровья.
Летом прошлого года министерство образования и науки РФ объявило о начале реформы системы, нацеленной на повышения профессиональной квалификации педагогов. В 2017 и текущем году в отдельных регионах страны началось выполнение пробной модели аттестации учителей. Сюда входит не только проверка знаний предмета, но и проведение урока, который оценивают эксперты. Педагоги из Ингушетии, Адыгеи, КБР и Чечни уже готовы первыми пройти оценку своих профессиональных способностей.
По мнению многих экспертов перемены, могут вызвать напряжение в педагогическом сообществе, если цели новой системы не будут соответствовать их ожиданиям. Доработка модели аттестации будет завершена к концу текущего года.