Заместитель главы Рособрнадзора в ходе проведения межрегиональной конференции по оценке качества образования представил итоги выполнения Всероссийских проверочных работ (ВПР) и мероприятий в рамках национального исследования качества образования (НИКО) весной текущего года.
В течение периода с марта по май 2018 года в выполнении ВПР приняли участие порядка 4,7 миллиона школьников из более 40 тысяч учебных заведений страны. Они написали более 16 миллионов проверочных работ по разным школьным предметам.
В этом процессе приняли участие ученики с 4 по 6, 10 и 11 классов, что является самой массовой проверкой знаний учащихся на сегодняшний день. В следующем учебном году к выполнению проверочных работ присоединяться ученики 7 и 8 классов.
Сегодня при проведении ВПР стоит одна из самых главных задач – обеспечение высокого уровня объективности, которая не во всех школах соблюдается руководителями учебных заведений и педагогами.
Руководитель Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) привёл такие данные:
· признаки необъективности в этом году выявлены в 2705 школах;
· в прошлом году таких учебных заведений было 3116;
· 775 школ дважды попали в этот список.
Лучший уровень честности при проведении ВПР зафиксирован в тех школах, где были обеспечены меры контроля – установлено видеонаблюдение, присутствовали наблюдатели, а оценка работ производилась на региональном уровне. Список школ, в которых есть признаки необъективности, направлен в органы исполнительной власти регионов. При этом методика выявления подобных нарушений будет совершенствоваться.
В следующем учебном году впервые ВПР выполнят учащиеся 7 и 8 классов.
Знания семиклассников будут оценены по таким предметам, как:
1. Биология.
2. География.
3. Иностранный язык.
4. История.
5. Математика.
6. Обществознание.
7. Русский язык.
8. Физика.
А учащиеся восьмых классов по:
1. Биологии.
2. Географии.
3. Истории.
4. Математике.
5. Обществознанию.
6. Русскому языку.
7. Физике.
8. Химии.
Таким образом, количество школьников, участвующих в ВПР, достигнет 7 миллионов человек.
Директор ФИОКО сообщила о том, что в скором времени по результатам выполнения проверочных работ, каждый ученик будет получать индивидуальную карту с перечнем пробелов в знаниях. Это позволит более эффективно организовать работу по повышению успеваемости учащихся и устранению проблем с качеством подготовки.
Для школ планируется создание специальных курсов, на которых педагогов обучат анализировать и использовать результаты всех форм оценки знаний.
В апреле этого года проведены мероприятия в рамках НИКО учеников шестых и восьмых классов по двум предметам: литературе и мировой художественной культуре (МХК).
Исследования по МХК показали неутешительные данные:
· 60 процентов ребят из шестых классов и только 9 процентов восьмиклассников смогли правильно определить вид искусства по представленному изображению (скульптура, живопись и другие);
· 47 процентов учащихся 6-х классов и 32 процента учеников 8-х классов сумели правильно соотнести памятники культуры с соответствующей эпохой.
По литературе у ребят проверялись читательская грамотность и навыки анализа художественного произведения. Результаты оказались ниже ожидаемых, и выявлена тенденция по ухудшению знаний к восьмому классу:
· 26 процентов учеников 6-х и 8-х классов правильно раскрыли смысл слов и словосочетаний из конкретного произведения;
· 75 процентов шестиклассников и 66 процентов восьмиклассников смогли правильно проанализировать по заданному направлению художественное произведение;
· 74 процента учащихся 6-х классов и 62 процента восьмиклассников успешно написали небольшое сочинение, опираясь на текст.