Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) представил перспективные модели экзаменационных материалов для сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников девятых классов.
Эти материалы разработаны с учётом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые будут введены в систему российского образования в течение следующих двух лет.
На сайте института ранее были опубликованы модели экзаменационных материалов для учащихся девятых классов по семи школьным предметам:
1. Биология.
2. География.
3. Информатика.
4. История.
5. Обществознание.
6. Физика.
7. Химия.
Сейчас идёт процесс профессионального и общественного обсуждения, в ходе которого эксперты и все заинтересованные граждане могут оценить материалы и внести свои предложения.
Директор ФИПИ пояснила необходимость выработки единой концепции при разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ). Главное условие в этой работе – это обеспечение преемственности моделей, используемых в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА). Школы должны правильно воспринять все изменения, которые будут вводиться постепенно без резких колебаний.
В новых моделях основной упор сделан на выполнение, ориентированных на практическое применение заданий. Чтобы их успешно выполнить учащийся должен обладать необходимым уровнем знаний, иметь навыки анализа и отбора необходимой информации и находить верные пути решения.
Новые КИМ, по сути, являются широким набором учебных, познавательных и практических задач, которые нужно решать для продолжения учёбы и успешной социализации. Оцениваться будут такие результаты обучения, как:
· функциональное чтение;
· навыки в объяснении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире;
· умение аргументировать собственное мнение;
· сравнение и классификация изученных объектов.
В ближайшее время предстоит использовать компьютеры при сдаче ОГЭ по такому предмету, как информатика. В экзаменационные задания по географии включена возможность работы с реальными сообщениям из СМИ. Это позволит правильно оценить географическую грамотность учащихся девятых классов.
Задания по биологии, химии, физике и информатике разработаны с учётом требований стратегии научного и технологического развития страны, что пригодится выпускникам в выборе профессии. Более того, часть заданий по физике и химии представлена виде конкретных экспериментов, которые будут проводить на экзаменах участники итоговых испытаний.
Руководитель федеральной комиссии, разрабатывающей задания по химии, сообщил, в частности, об одно интересном задании – определение состава вещества, находящегося в пробирке. Для выполнения этой задачи выпускнику понадобятся следующие навыки и знания:
· правильный выбор реактивов, которые помогут определить вещество;
· планирование эксперимента;
· составление алгоритма действий;
· умение в проведении химического опыта.
Эксперты института отметили наличие заданий, которые позволят показать учащимся аналитически способности. Руководитель комиссии по разработке материалов по обществознанию привела такой пример: с помощью визуального изображения конкретной социальной ситуации, экзаменуемый должен высказать своё мнение и, подкрепив аргументами, предложить форму действия в заданной ситуации.
Переход на новые ФГОС, которые будут внедрены в материалы ГИА, носит эволюционный постепенный характер. Ярким примером является введение собеседования по русскому языку для выпускников девятых классов, которое готовилось в течение нескольких лет. Этой форме оценки знаний предшествовала работа по обсуждению моделей и их апробация.
В 2019 году ФИПИ планирует публикацию экзаменационных материалов по таким предметам, как: иностранный язык, математика и литература. После этого сотрудники института перейдут в аналогичной работ по разработке материалов для ЕГЭ.