Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал рекомендации, которые помогут учащимся успешно сдать ЕГЭ по иностранным языкам.
Сотрудники института, проанализировав итоги прошедшей экзаменационной кампании, отметили, что выпускники стабильно показывают хорошие результаты в чтении и аудировании текстов. Однако задания, содержащие элементы рассуждения, у многих ребят вызывают затруднения. Это связано с тем, что участники испытаний не всегда внимательно прочитывают задания, поэтому искажается его смысл.
В ходе единого государственного экзамена 2018 года по иностранным языкам изменений в содержании экзаменационных заданий и их структуре не было. Результаты испытаний оказались сравнимы с предыдущим годом.
Анализ сдачи экзаменов показал высокие результаты испытуемых в чтении и аудировании (режим говорение), некоторое улучшение навыков письма. Однако задание под номером 40, предполагающее проверку умений рассуждать, у многих выпускников вызвало затруднения. Главной причиной этого пробела в знаниях является непонимание смысла задания – многие ребята и педагоги, которые готовят учащихся к ЕГЭ, понимают данную задачу, как обычное сочинение. В результате происходит подмена темы, предложенной выпускнику, на более простой вариант ответа.
Заметной стала и тенденция, которая подменяет собственные мысли участника ЕГЭ на заимствованные штампы из учебных пособий. Это свидетельствует о старом и неэффективном подходе многих учителей в обучении иностранному языку:
· чтение;
· перевод (часто со словарём);
· заучивание текста наизусть;
· пересказ.
Данная методика не может привить учащемуся навыки дискуссии и свободного рассуждения. А для выполнения творческого задания выпускники должны обладать следующими знаниями и умениями:
· уверенное владение иностранным языком;
· аналитические способности;
· формулирование собственной и чужой точки зрения;
· аргументация в отстаивании позиции.
Например, ряд педагогов пристальное внимание уделяют исправлению языковых ошибок, но не учат содержательной особенности высказывания, что имеет важное значение для привития коммуникативных навыков. В тренировке выполнения творческих заданий необходимо больше внимание уделять обсуждению предложенной темы, высказывания различных аргументов в защиту правильной точки зрения.
Формат устной речи в целом правильно используется участниками итоговых испытаний, но и здесь часто встречаются попытки высказывания заученных ранее текстов, когда как свободная речь оценивается экзаменаторами лучше. Более наглядно этот недостаток проявляется в длинных монологах, а в спонтанной речи ребята допускают лексические и грамматические ошибки.
Среди типичных ошибок сотрудники ФИПИ выявили недостаточную работу учителей по разбору текстов разных жанров, а также отсутствие повторения, пройденного материала за период начальных и средних классов.