Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций выступил с предложением к министерству просвещения и министерству науки и высшего образования о возможности получения оценки за квалификацию выпускниками учреждений среднего профессионального образования.
В настоящее время выпускники этих учебных заведений в ходе итоговой аттестации сдают профессиональный экзамен в специализированных центрах, оценивающих уровень квалификации.
В текущем году в ряде регионов страны проходил эксперимент, в ходе которого эксперты пытались определить механизмы по взаимосвязи процедуры независимой оценки квалификаций и итоговой аттестации учащихся техникумов и колледжей. Выпускники, выходя на рынок труда, должны обладать понятными для всех знаниями и навыки своей специальности.
В следующем году агентство планирует расширить проект и обращается к заинтересованным ведомствам о доработке нормативных и правовых актов, которые помогут получить выпускникам не только дипломы о получении профессионального образования, но и квалификации, соответствующие профессиональным стандартам.
Данные предложения поддерживает большинство учебных заведений, но правовые нормы не позволяют им использовать новые идеи на практике. Сейчас многие студенты, приходя на работу, вынуждены ещё раз подтверждать свою квалификацию – это неприемлемо и наносит вред профессиональному образованию.
По сообщению заместителю министра труда и социальной защиты, сейчас в стране используется примерно сорок видов оценивания квалификации. Итоговая аттестация включает в себя квалификационный экзамен, результаты которого оценивают государственные органы и представители ассоциаций работодателей. В результате этой процедуры выпускник колледжа или техникума получает документ, являющийся своеобразным допуском к самостоятельной работе в рамках полученной специальности. По состоянию на сегодняшний день утверждено 1218 профессиональных стандартов.
Государство выделяет недостаточное количество средств на разработку стандартов – в этом году было выделено 44 профессиональных стандарта, в которых заинтересованы конкретные отрасли отечественной экономики. А частный бизнес предложил ещё более девяноста стандартов, что свидетельствует о возрастающем влиянии работодателей на эту важную сферу профессионального образования.