Студенты смогут собирать профессиональное портфолио из «микростепеней» еще во время учебы

Высшее образование в России может приобрести модульный характер. Президент РСПП Александр Шохин предложил внедрить систему промежуточных профессиональных сертификатов, которые студенты будут получать параллельно с освоением основной программы.

«Инженер мог бы дополнительно стать IT-специалистом, гуманитарий — переводчиком, — привел примеры Шохин. — Все это — через независимую оценку компетенций».

Инициатива продолжает многолетнюю работу РСПП над созданием системы профессиональных степеней. Но если раньше речь шла о научных званиях, то теперь — о гибких образовательных траекториях. Студент фактически сможет формировать индивидуальный набор квалификаций, соответствующий запросам рынка труда.

Эксперты видят в этом ответ на главный парадокс современного образования: пока вузы дают фундаментальные знания, бизнесу требуются конкретные навыки. «Микростепени» могут стать мостом между академической подготовкой и практическими требованиями работодателей.

Критики, однако, предупреждают о рисках. Превращение образования в «конструктор компетенций» может разрушить его целостность. Возникают вопросы и к системе независимой оценки: кто и как будет подтверждать эти «микростепени»?

Тем не менее, тренд на модульность набирает силу глобально. Российские власти уже экспериментируют с демоэкзаменами в СПО — теперь очередь за высшей школой. Если инициатива будет реализована, студенты получат новые возможности для раннего старта карьеры, а работодатели — более прозрачный инструмент оценки кандидатов.

Для университетов это вызов: придется пересматривать учебные планы и налаживать партнерства с профессиональными сообществами. Ближайшие месяцы покажут, готова ли российская высшая школа к такой «революции компетенций».

Поделиться: