Завоевать репутацию прогрессивного образовательного заведения и повысить мотивацию обучающихся – задача, которую сегодня ставят перед большинством школ страны. Московская Школа № 1317 – яркий пример того, как этой цели можно достичь с помощью новых технологий. О результатах проекта, который школа ведет с 2013 года, рассказывает заместитель директора Школы № 1317, учитель истории, Apple Distinguished Educator Лариса Кадырова.
- Лариса Абдуловна, когда и почему было принято решение о внедрении современных технологий в Школе № 1317 , какие проблемы школы решались таким образом?
- Наша школа всегда стремилась быть технически прогрессивной. Еще в начале 2010-х компьютеризация у нас была на высоте: в каждом классе - стационарные компьютеры и проекторы, в части кабинетов - интерактивные доски. Три класса были оснащены MacBook, которые были переданы нам по городской программе. Но все эти средства не позволяли решить очень важный для современных школ вопрос – как добиться индивидуализации обучения в обычной городской школе, где больше 1000 учеников и большое число детей в каждом классе? Да, многие говорят о такой необходимости, но как это сделать на практике? И вторая проблема - как «оживить» учебный процесс, поднять его на новый уровень? Современной школе это просто необходимо и для имиджа, и для повышения мотивации учащихся.
Как это порой бывает, ответ нашелся буквально за пять минут. Именно столько длилась презентация об использовании iPad на уроках, которую мы с директором школы Венерой Ленсовной Глебовой увидели на одной из конференций. Мы сразу загорелись: вот оно – то, что мы ищем! Изучили возможности iPad более детально, попробовали сами - и еще больше убедились, что это то, что нам нужно.
- Получается, что с момента встречи с яблочными технологиями прошло почти 10 лет. Как Вы сегодня оцениваете опыт использования этих технологий в школе?
- Сейчас у нас есть все основания подтвердить: яблочные устройства действительно поднимают на новый уровень качество преподавания в школе, ее престиж, имидж в глазах педагогов, учеников и их родителей, их мотивацию. Эти технологии делают образовательный процесс актуальным, интересным, позволяют задействовать несколько видов памяти, развивать образное мышление. Преимущества для школы – это и индивидуализация образовательного процесса, и его визуализация. Используя iPad’ы на уроке, учитель видит процесс обучения каждого ребенка, получает мгновенный фидбек, своевременно “отрабатывает” пробелы в знаниях. Уровень подготовки учащихся растет.
Во многом именно благодаря этим технологиям Школа №1317 теперь носит официальный статус Школы новых технологий, имеет репутацию учебного заведения, которое славится приверженностью к информационным технологиям. Все это, а также наличие образовательных программ с упором на новые технологии и робототехнику, последние несколько лет дает школе прирост порядка 100 учеников в год.
- Почему именно iPad?
- Компания много внимания уделяет образованию, предлагает хорошую базу для обучения со встроенными программами и приложениями по созданию креативного контента и управлению классом в процессе обучения. На их основе наши педагоги легко создают свои авторские разработки, что, конечно же, не только делает уроки интереснее, но и повышает статус учителя в глазах учеников.
- Значит ли это, что для перехода на iPad приходится менять учебный процесс? Какие возможности устройства наиболее применимы в школе?
- Безусловно, перестройка была очень большая, она до сих пор идет, но результат того стоит. Устройства входят в повседневную практику наших учителей и их воспитанников постепенно. Уже в начальной школе дети используют iPad на внеурочных занятиях по робототехнике. С помощью этих устройств создаются презентации, ведется групповая работа над совместными проектами. В начальной школе азы программирования даются в Everyone Can Code, ученики с 4 класса и педагоги пользуются Everyone Can Create. В числе популярных среди учеников инструментов - диктофон, заметки, создание видеофайлов в iMovie.
Дальше – больше. Начиная со среднего звена учителя применяют как стандартные приложения для организации учебного процесса, так и специализированные программы по предметам: Geogebra по математике, CHEMIST по химии, 3D Nature по биологии. Это открывает перед школой принципиально новые возможности подачи материала: например, я учитель истории и, рассказывая о Египте, теперь могу сводить детей на виртуальную экскурсию вместо того, чтобы чертить на доске схему пирамид. А это гораздо более яркие впечатления. Наиболее активно iPad используется на этапе закрепления материала, чуть реже – на этапе объяснения, в меньшей степени - на этапе контроля. Предметы – лидеры по применению возможностей внедренных устройств - это английский язык, история и обществознание, за ними следуют начальная школа и филология (русский язык и литература), затем - естественные науки (биология, химия, физика).
Учителю устройства открывают новые горизонты для творчества. Нашими учителями английского языка, например, были созданы учебные материалы в приложении Pages по подготовке к ЕГЭ, включающие материалы по говорению и аудированию, грамматическую часть.
При этом мы не говорим о том, что у нас все построено только на технологиях. Мы считаем, что применять устройства нужно там, где это действительно полезно, а у ученика всегда должен оставаться выбор - допустим, делать презентацию на iPad или рисовать ее на ватмане.
- Давайте вернемся к деталям реализованного Школой № 1317 проекта. Чтобы мечта воплотилась в жизнь, нужен реселлер. Как вы нашли партнера?
- Критериями при выборе партнера были кроме всего прочего возможность проводить образовательные тренинги для педагогов и положительные отзывы со стороны коллег из других образовательных учреждений. Опираясь на эти моменты, мы выбрали компанию Macaroon, обладателя статуса Apple Solution Expert Education, официального реселлера мирового вендора в России,. Компания не только передала нам необходимые устройства, но и провела тренинги для педагогов и администрации школы, консультировала и помогала в решении возникающих вопросов.
- Как расширялся парк этих устройств в школе? Закрывает ли этот объем потребности школы так, как хотелось бы?
- Сперва, в 2013 году, мы закупили 30 iPad, затем - 4 Apple TV и еще 100 iPad, а также мобильных тележек для хранения и зарядки iPad. Общее число устройств, находящихся в собственности школы, достигло 130.
Конечно, это значительно меньше числа наших учеников. Но мы нашли выход из положения. Детям, у которых есть собственный iPad, мы разрешили пользоваться ими. Покрытие Wi-Fi у нас хорошее и такой комбинированный вариант оказался очень удобен.
- На каком этапе необходимо начинать обучение педагогов?
- Мы активно обучали педагогов всему, что связано с реальным использованием современных технологий в школе, задолго до крупных поставок оборудования. В школе сейчас 53 постоянных педагога, более 80% из них владеют нашими устройствами, исключение составляют только что пришедшие в коллектив. Весь педагогический состав регулярно проходит тренинги по технологиям мирового ИТ-лидера, разделяясь на межпредметные группы. Каждую из групп возглавляет ИТ-лидер группы из числа наиболее опытных пользователей – мы называем их евангелистами. Часто мастер-классы проходят на каникулах.
- Как педагоги восприняли переход на новые технологии?
- Весь коллектив можно условно поделить на три части. Одни встретили нововведение с энтузиазмом и горячим интересом. Вторые не сопротивлялись, но и большой энтузиазм не проявляли. Третьи поначалу считали, что им хватает классических методов преподавания. Но постепенно эти группы перемешались. Помню, например, как я показывала коллеге, как классно можно работать с iPad, а он в ответ утверждал, что нет ничего лучше обычного маркера и доски. Сейчас он - один из самых прогрессивных адептов этих технологий и очень гордится электронными уроками собственной разработки. Заинтересованность учителей подтверждает тот факт, что наша школа – единственная в столичном регионе, где работают два учителя со статусом Apple Distinguished Educator, еще четыре педагога готовятся к его получению.
- А как отреагировали на появление в школе современных устройств ученики и их родители?
- Ученики, конечно же, восприняли переход позитивно. Но нам пришлось приложить усилия, чтобы научить детей использовать iPad’ы не для развлечения, а для учебы. Мы сами обучали детей выполнению заданий на устройствах, начиная с простых задач и постепенно усложняя работу.
Родители разделились на две части: одна оказалась лояльна к нововведению, причем в первую очередь родителей порадовала возможность скачать учебники в электронном виде и избавить детей от тяжелых ранцев. Вторая часть - их меньшинство – считает, что дети итак слишком много используют гаджеты. Но, повторю, мы никогда не настаивали на том, чтобы абсолютно все дети пользовались iPad’ами. Право выбора должно оставаться у каждого.
- Исходя из Вашего опыта, какими способами наиболее эффективно продвигать новые технологии для образования?
- Наш путь – это популяризация. До пандемии Covid-19 школа каждые два года организовывала и проводила собственный фестиваль Deep Day, он даже вышел на уровень городского. На протяжении всего фестивального дня проходили мероприятия по трем направлениям – для детей, учителей и родителей. Целью было показать преимущества технологий, научить пользоваться различными возможностями устройств и современных технологий. Родители посещали мастер-классы, чтоб тоже научиться что-то сделать на iPad: например, пользоваться Единым порталом госуслуг, создавать альбомы и фильмы.
Кстати, в момент начала пандемии в марте 2020 года именно новые технологии помогли нам перейти на дистанционную форму обучения. В итоге мы вошли в ТОП-50 московских школ, успешно реализовавших дистант, ни один учебный день не был потерян. На фоне царившей в тот момент растерянности мы держались очень уверенно, что, конечно же, повысило доверие родителей к школе.
- К решению каких проблем надо быть готовыми тем, кто только начал планировать переход на современные технологии?
- Конечно, определенные проблемы возникали на этапе перехода и сохраняются до сих пор. Поначалу стоп-фактором были опасения, сумеем ли мы реализовать идею, привлечь к ее воплощению педагогов, учеников, родителей. Кроме того, проблемы были связаны с обоснованностью закупки: руководству школы нужны были гарантии, что устройства будут реально выполнять возложенные на них задачи.
На уровне коллектива сложности создает высокая степень загруженности педагогов – у них порой просто не остается ресурса овладевать новыми навыками. Мы мотивируем педагогов через обучение, взаимопомощь, систему материальных и нематериальных поощрений.
- Какие перспективы развития экосистемы в Школе № 1317 Вы видите?
- В наших планах - увеличить процент iPad’ов, плотность их использования, воспитать новых адептов и поклонников этих устройств. Также мы очень ждем прихода в Россию программы Apple School Manager, чтобы не обновлять каждое устройство по отдельности, а иметь возможность управлять всеми устройствами сразу. Наша стратегическая цель, к которой мы идем - получить статус Apple Distinguished School.
Конечно же, мы по-прежнему стремимся реализовать программу «один ученик – одно устройство». При том, что у нас уже более 1100 учеников, для школы в целом это пока невозможно. Но я очень надеюсь, что мы сможем воплотить этот принцип для старшего звена.
Что касается расширения применения устройств в школе, то моя мечта – включить девайсы в преподавание физкультуры и ОБЖ. У нас уже есть масса интересных идей, как это можно реализовать!
- Что бы Вы пожелания коллегам, решающим для себя вопрос о возможности включения прогрессивных технологий в образовательный процесс?
- Не бояться перехода на новые технологии! Начинать с малых задач и лишь потом переходить к глобальным проектам уровня всей школы, решать все задачи поэтапно. Приобретение устройств, обучение групп учителей, продвижение технологий – это долгий и интересный процесс, ведущий к значительному росту конкурентоспособности образовательного учреждения. С новейшими устройствами процесс передачи знаний от учителя к ученикам становится более актуальным, интересным, наглядным и легким. Все это необходимо, чтобы школьное образование выжило в современном мире.