Построение карьеры в IT-отрасли предполагает большой выбор специальностей. У каждой из них свой специфический набор обязанностей: одним по душе работать с кодом, другим – заниматься продвижением проектов. Существует также большой спрос на продакт менеджером. Это специалист, занимающий лидирующую позицию в команде, он управляет разработкой приложения или другого продукта. Ему необходимо четко понимать и транслировать команде, "что нужно сделать и зачем". Продакт менеджер имеет глубокие знания о рынке и технологиях, маркетинге, рыночных трендах, целях бизнеса. Умеет прогнозировать различные сценарии использования продукта разными сегментами целевой аудитории. Знает, как увеличивать важные для компании метрики и достигать долгосрочных целей. В этой статье разберемся, как стать продакт менеджером, какое необходимо получить образование, плюсы и минусы профессии, а также зарплатные перспективы.
Как стать продакт менеджером?
Функционал Product manager (PM) очень похож на работу директора компании. Он работает на стыке трёх сфер: клиента, технологий и бизнеса. Эта вакансия уже предполагает наличие внушительного опыта и развитых навыков, поэтому "зайти с нуля" не получится. В иерархии компании это руководитель на уровне тимлида или сениор-разработчика. Product manager должен говорить с командой на одном языке, разбираться, чем занимаются разработчики, дизайнеры, тестировщики и другие специалисты, необходимые для создания продукта.
Поэтому самый верный план стать продактом - вырасти до этой должности. Есть большой плюс: начинать можно с любой позиции джуниора, будь вы дизайнер, программист или разработчик. Главное - не оставаться в рамках своих задач и должностной инструкции, а сразу брать курс на расширение.
Берите новые высоты: пытайтесь понять, как раскручивать продукт, как проходит его тестирование, смотрите на результат с точки зрения пользователя. Для развития до профессии Product manager придется наращивать хард-скиллы: например основы маркетинга, UX/UI-дизайна, фреймворки, SQL и многое другое.
Особое внимание нужно уделить продажам и умению продвигать продукты. Неважно, стартам это или большом компания. Практика в продажах пригодится любому продакту. Продажи - это та сфера, где видно все, что происходит и на рынке, и внутри компании. Именно в продажах быстрее всего накапливается опыт: специалист учится слышать клиентов, выстраивать коммуникацию, добиваться результата. Важный момент: продажи должны быть экологичными, без агрессивного продвижения и "впаривания" любой ценой.
Обучение на product manager
Обложиться до головы книгами, учиться у коллег или на курсах? Существует несколько вариантов.
На старте пути можно заниматься самостоятельно. Для этого полезно составить таблицу навыков, необходимых Product manager, и оценить себя по каждому направлению по десятибальной шкале. Теперь вы знаете свои сильные и слабые стороны, и представляете, куда двигаться дальше.
Лидеру также важно вдохновлять команду и управлять людьми. Для этого можно прочитать книгу «Лидеры продукта», в которой собраны интервью с почти сотней руководителей, описаны их методы и стили работы. Еще одной настольной книгой должна стать «На крючке. Как создавать продукты-хиты» - автор Марти Кеган.
Есть также бесплатные и платные видеокурсы. Самый минимальный из них обычно длится около 30 часов, также нужно будет выделить время на конспекты, учебники, практику.
Интерактивные или очные курсы часы проходят в группах. Такой формат рассчитан на "среднего ученика" и не учитывает интересы бегущих вперёд или отстающих.
Прорабатывать скиллы эффективнее с наставником или ментором. Они подскажут, как применить на практики все полученные ранее знания. Это важно и в технических тонкостях, и в умении продвигать продукт.
Еще одна возможность, которую будущему Product manager нельзя упускать, это стажировка. Идеально, если в компании уже есть система стажировок. Если нет, можно попроситься на стажировку к опытному специалисту. Но для этого уже нужно приходить не "с нуля", чтобы достойно пройти техническое собеседование.
Вузы
Путь Product manager тернист с самого начала: спрос на специалистов растет примерно на 14% в год, но в классических вузах такой профессии не учат. Но это не беда: IT - в целом не та область, где будут спрашивать диплом государственного образца. Гораздо важнее ваши навыки и набранный за время обучения практический опыт.
Куда податься, если хочется учиться по готовому сценарию? Программы обучения на Product manager предлагают известные платформы - Skillbox, Нетология, ProductStar, GeekBrains, Go Practice. Есть также бесплатные курсы от ProductLive и ProductStar.
Для самостоятельного обучения используйте следующие ресурсы: блог Go Practice, телеграм-каналы «No Flame No Game» Анны Булдаковой и «Борода продакта», ютуб-учебник Epic Growth, блог vc.ru (бесценный источник реальных историй, основанных на личном опыта, плюс там же публикикуют информацию о компаниях и вакансиях).
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- Достойная оплата труда
- Разнообразные обязанности
- Большие перспективы для карьерного роста
- Высокий спрос на специалистов, который год от года только растет
- Возможность творческой реализации
- Возможность удаленной работы
Минусы:
- Высокие требования к знаниям и навыкам
- Высокий уровень ответственности
- Работа в режиме многозадачности
- Высокая нагрузка на психику и риск выгорания
- Ненормированный рабочий день
Зарплата продакт менеджера
Люди в IT в целом зарабатывают в несколько раз больше тех, кто занят в традиционных сферах. Причем такая ситуация зачастую складывается даже на старте, в позиции джуна.
Доход сильно зависит от уровня квалификации и спектра выполняемых задач. Портал Работа.ру дает такие цифры по России: средняя зарплата Product manager составляет 156 тысяч рублей, в Москве 171 тысячу рублей. При этом новички могут претендовать на зарплату от 45 тысяч, сениоры - 100, Head Product Manager - от 150, и далее Director от 200 до 500.
Знание иностранных языков позволит выйти на международные рынки и побороться за еще более высокую зарплату в долларах.
Где могут работать?
Продакт может работать во многих сферах: в образовании, промышленности, фармацевтике, сфере красоты, спорта, телекоме. Везде, где требуется создание коммерческих продуктов и их продвижение. В офисе и удалённо.
Примеры компаний с вакансиями product manager
Product manager часто требуется в большие и известные компании: например в Тинькофф, ЛитРес, Tilda Publishing, LinguaTrip, СберМаркет, Лабораторию Касперского, Билайн, Travelata.ru, Фонд Сколково, Иннотех, Леруа Мерлен, ООО Акульчев, СДЭК. Есть вакансии от Центрального банка Российской Федерации.