Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Переход на бакалавр/магистр и последствия этого перехода

bolon.jpgРоссия стала участницей Болонского процесса в 2003 году. Из-за этого пришлось менять всю систему высшего образования, которая строилась не один десяток лет. В Болонской системе, как для студентов, так и для преподавателей ВУЗа есть свои плюсы и минусы, о которых можно говорить довольно долго. Тем не менее, кроме нововведений, к которым пока только привыкают, появилась двухуровневая система, которая предполагает обучение на уровнях «бакалавр» и «магистр». До определенного момента это тревожило выпускников, у которых на руках дипломы «специалистов». На самом деле России удалось отстоять право выдавать подобные дипломы, т.к. обучение на бакалавра предполагает 4 года, а на магистра 6 лет. Специалист подразумевает 5-летнее обучение.

Различия в обучении бакалавров, специалистов и магистров

Кроме различия в сроках обучения и специализации, существуют еще некоторые различия, по которым работает Болонская система. Обучение бакалавров предполагает формирование специфического индивидуального мышления, которые в совокупности с базовыми знаниями специальности помогут не только адаптироваться в профессиональной среде, но и развиваться самостоятельно.

Обучая студентов-специалистов, важно научить их работать самостоятельно, формировать у них умение совмещать теорию и практику, не пренебрегать своими способностями, в том числе речь идет и о творческих способностях. Задача преподавателей, которые работают с потенциальными «специалистами» - научить студентов работать в области научных исследований.

Студенты-магистры должны овладеть всем тем, чем и «бакалавры» и «специалисты», при этом им нужно дополнительно усвоить практические моменты и более узкие специализации в контексте специальности.

Последствия перехода на двухуровневую систему

Если обучение на бакалавра предполагает общую специальность, которую нужно изучать 4 года (возможно 3, если оканчивалось 12 классов школы), то обучение в магистратуре продолжается еще на 2 года. Это связано с тем, что магистр – это более узкий специалист. Такая система позволяет рационально использовать бюджетные средства, которые поступают в виде частного и государственного финансирования ВУЗов.

В связи с появлением данной системы, абитуриенты еще в старших классах должны определяться со своей будущей профессией. Плюсом является то, что у них нет необходимости сдавать вступительные экзамены. Достаточно общих государственных экзаменов, либо же зачисление может происходить за счет результатов олимпиад. Так же данная система предполагает возможность Российских студентов продолжать обучение в странах Европы и возможность оставаться там для карьерного развития.

Преимущества и недостатки двухуровневой системы

Основными преимуществами данной системы является то, что магистр уже на старших курсах обладает достаточным количеством знаний, чтобы приступать к работе. Количество бюджетных мест в магистратуру постоянно возрастает. Наличие обучения на бакалавра хорош тем, что человек имеет возможность подумать о целесообразности продолжать свое обучение дальше. У него есть возможность передумать и получить высшее образование в другой области.

Что касается явных недостатков, главный из них заключается в том, что пока еще не выработана система образовательных стандартов в России, что затрудняет возможности ранжировать специальности и выдавать соответствующие дипломы соответствующим специалистам. Особенно остро стоит вопрос о студентах-врачах и о представителях творческих профессий.  

Автор: Юлия Маштак
2 Комментария
  • Сама училась на бакалавра и в процессе обучения, на протяжении всех четырех лет, да и после окончания учебы в голове была сплошная каша – то ли мы действительно «недоспециалисты», то ли самостоятельные личности, призванные решать любые задачи. Теперь все немного встало на свои места. На мой взгляд, нам действительно давали как базовые знания специалистов, так и всеми силами толкали к саморазвитию и применению своего мышления для решения поставленных задач. У специалистов в этом плане все построено на жестких алгоритмах и они делают «как надо и принято». А что касается комментария Алены о том, что бакалавры идут работать в салоны сотовой связи и курсы наращивания ногтей, то тут я в корне не согласна. Среди специалистов тоже есть люди, которые никак не могут устроиться на вакансию по образованию. И, как мне кажется, тут большую роль играет еще и сам человек – насколько он усвоил программу обучения и применяет ли ее в жизни и работе. Или же диплом был получен для галочки.
    Ольга, 14.02.2014
  • Не знаю, как Юлии удалось придумать столь неудобоваримую и совершенно ни о чем по сути не говоряющую фразу, как "Обучение бакалавров предполагает формирование..." Зато она утаила главное: вновь построенная на развалинах старой система высшего образования на самом деле наводнила рынок труда определенным количеством молодых людей с дипломами бакалавров, которые в итоге идут работать в салоны сотовой связи и занимаются наращиванием ногтей. Ибо серьезные работодатели частенько пишут в объявлениях о вакансиях: "Бакалаврам не беспокоиться". Бакалавр считается "недоспециалистом", что, в общем-то, недалеко от истины. Вопрос в итоге один: за что боролись?..
    Алена Сократова, 25.02.2013
  • Желаете оставить комментарий?