Иногда в жизни студента возникают ситуации, когда приходится переводиться из одного учебного заведения в другое. Разонравилась будущая специальность, не устраивает уровень и качество образования в данном конкретном ВУЗе, появилась возможность получать образование поближе к дому – эти и многие другие обстоятельства нередко побуждают молодых людей к смене «альма-матер». И для того, чтобы подобный процесс прошел максимально эффективно и безболезненно для студента, мы предлагаем ознакомиться с порядком и особенностями данной процедуры.
С чего начинать?
Для начала нужно определиться с учебным заведением, специальностью и формой обучения (дневная, вечерняя, заочная), а также убедиться, что данная форма обучения существует в выбранном ВУЗе. После этого необходимо обратиться в выбранный институт или университет и узнать, есть ли вакантные места на выбранной специальности и на нужном курсе. Это касается, в первую очередь, тех студентов, которые претендуют на бесплатное обучение на бюджетной основе. В случае положительного ответа руководства учебного заведения, можно начинать процедуру перевода. Для этого в своем ВУЗе студент пишет заявление с просьбой об отчислении. В качестве причины указывается «перевод в другой ВУЗ». Учащемуся выдается копия зачетной книжки или выписка из нее, и академическая справка установленного государственного образца. Далее студент обращается с полученными документами в учебное заведение, в котором планирует продолжать учебу.
Аттестация и академическая задолженность
Прежде, чем стать студентом нового ВУЗа, необходимо пройти аттестацию. Форму и порядок проведения аттестации каждое учебное заведение определяет самостоятельно. Если вы переводитесь на аналогичную предыдущей или смежную с ней специальность, ранее изучаемые предметы могут быть перезачтены «автоматом», на основании копии зачетной книжки. Это касается также студентов, решивших сменить институт после первого года обучения – значительная часть дисциплин, которые изучаются на первом курсе, являются общеобразовательными и включены в учебный план многих ВУЗов. Если же вы решили, что ваша будущая специальность должна принципиально отличаться от ранее выбранной – будьте готовы к тому, что академическая задолженность, которую определит аттестационная комиссия, окажется весьма значительной.
Академическая задолженность, или, как ее еще называют, академическая разница – это те дисциплины или их разделы, которые не входили в учебный план предыдущего института, либо изучались в меньшем объеме. В последнем случае, даже если отметка по такому предмету и присутствует в зачетной книжке, для автоматической аттестации может не хватать количества прослушанных часов. Поэтому студенту необходимо повторно сдать эти дисциплины для того, чтобы ликвидировать академическую задолженность. Для этого будущему студенту предлагается индивидуальный учебный план, а также определяются сроки сдачи дисциплин. Руководство института обычно предлагает сдавать академическую разницу постепенно, в процессе обучения на новом месте.
Заключительный этап
После того, как все вопросы, связанные с академической задолженностью, урегулированы, аттестационная комиссия выдает будущему студенту соответствующую справку, которую он должен предъявить в своем учебном заведении. Руководствуясь этой справкой, ответственными сотрудниками института готовится приказ об отчислении и студенту выдается документ об образовании, на основании которого он был принят в ВУЗ (школьный аттестат, диплом о среднем образовании). С этого момента процедуру перевода можно считать состоявшейся. Личное дело бывшего студента остается в архиве ВУЗа, а новое учебное заведение на основании поданных документов оформляет новое личное дело.
Тонкости и нюансы, о которых нужно знать
Для того чтобы не попасть «впросак» и впоследствии не оказаться в неудобной для вас ситуации – несколько особенностей, которые стоит учитывать пи переводе из одного учебного заведения в другое.
Во-первых, помните: если вы получаете высшее образование впервые и обучались в предыдущем ВУЗе на бюджетной основе – при наличии бесплатных вакансий, администрация нового института не вправе отказать вам в них. При этом если результаты вашей аттестации окажутся недостаточными для зачисления на бюджетное место (например, на одну вакансию подали заявления несколько студентов и ваш уровень подготовки оказался не самым лучшим), вы можете при желании претендовать на обучение в выбранном вами вузе на платной основе.
Во-вторых, студентам-юношам нужно учитывать, что отсрочка от службы в армии сохраняется лишь в том случае, если это первый перевод в другой ВУЗ и если срок обучения при этом увеличивается не более чем на один год. Поэтому не стоит надеяться, что перевод, к примеру, с пятого курса на второй, поможет продлить отсрочку.
Даже если для вас перевод в другой ВУЗ – вопрос окончательно решенный, не стоит торопиться и на следующий же день после принятия такого решения бежать в деканат с заявлением. Как показывает практика, лучше осуществлять перевод после сдачи сессии. При этом объем академической задолженности существенно сокращается. В противном случае вы можете оказаться в ситуации, когда прослушанный курс лекций по дисциплине, за который вы не успели получить зачетную отметку, придется изучать повторно. Для студентов дневной формы обучения менять учебное заведение лучше всего в конце учебного года, чтобы в период летних каникул ликвидировать все задолженности и с нового учебного года вместе с новой группой приступить к занятиям на общих основаниях. Студентам-заочникам рекомендуется переводиться в выбранный ВУЗ в межсессионный период.
И еще один нюанс: до приказа об отчислении необходимо в обязательном порядке сдать студенческий билет. Нередко его утеря некоторыми нерадивыми студентами становится причиной длительных проволочек в процедуре отчисления из института.