Государственная академия хореографии является одним из старейших учебных заведений нашей страны и престижнейшим ВУЗом театрального профиля.
Появление и становление МГАХ
История академии вдет свой отсчет с 1763 года, когда Екатериной II был подписан указ о начале строительства Воспитательного дома на Хамовнической улице (сейчас 2-ая Фрунзенская). Через 10 лет здесь уже работали классы изящных искусств, а выпускницы известного класса танцевания блистали на театральной сцене.
Изначально правление заведением было возложено на Филиппо Беккари, но первый полноценный выпуск вышел из стен Воспитательного дома только в 1779 году. Это событие пришлось уже на пору руководства заведением Леопольдом Парадизом.
С 1784 года балетные классы перешли в ведение Петровского театра, а с 1806 года они работали под эгидой Конторы имперских театров, получив название Московского императорского театрального училища. Тогда здесь обучали не только искусству балета, но также музыке и основам драматического мастерства.
На первых порах в балетной школе преподавали исключительно приглашенные балетмейстеры из Франции и Италии. Но уже с начала XIX века в училище начали преподавать российские педагоги – бывшие его выпускники. Самый знаменитый из них – А.П. Глушковский, назначенный в 1812 году одновременно балетмейстером, главным танцовщиком и руководителем учебного заведения. Изначально А. Глушковский перенес на московскую сцену репертуар петербургских театров, позднее ставил собственные постановки. Учениками А. Глушковского стали Т. Иванова (Глушковская), ставшая женой мастера, Д. С. Лопухина (Ришар), Е. Санковская, А. Воронина-Иванова, И. Лобанова. Выпускники великого мастера служили в Петровском театре, а после пожара, уничтожившего здание театра, украшали сцену Большого Петровского театра.
Театральное училище в XIX веке (исторические факты и знаменитости)
В 40-е годы XIX столетия в императорском училище преподавали такие мастера, как А.И. Воронина, Ф. Монтассю, А.Ф. Смирнов, Д.И. Кузнецов и Ф.Н. Манохин. С легкой руки этих мастеров в историю мирового балета вошли такие имена, как И.А. Ермолов, О.Н. Николаева, П.П. Лебедева, В. Ф. Гельцер, С.П. Соколов, Ф.А. Рейнсгаузен.
С 1832 года в классах императорского театрального училища преподавал великий М.Щепкин. Его оригинальный стиль преподавания обусловил формирование отдельного направления в танцевальном искусстве, известного под названием русского балета. Актерское мастерство стало одним из ведущих предметов для будущих танцоров. Секрет успеха его учеников крылся в высочайшем актерском мастерстве, которому великий мастер уделял много внимания. По заверениям историка русского балета Ю. Бахрушева, именно в этот период и сформировался оригинальный характер и неповторимый стиль русского балета. Самобытность, непохожесть, независимость от моды стали визитной карточкой русских мастеров балета.
Историки уверены, что такой самобытностью русский стиль в балете обязан тому, что преподавание танца совмещалось с обязательным овладением драматическим, вокальным и музыкальным искусством.
С 1865 училище полностью меняет свой облик. Толчком к кардинальным переменам стал новый устав заведения. Нововведения заключались в следующем:
1. Значительно увеличилось количество образовательных предметов. Теперь педагогам было вменено учитывать при приеме в не только физическую подготовку, но и уровень нравственного воспитания, а также способности к смежным наукам. Студенты хореографического отделения помимо обязательной балетной программы и курса бальных танцев, обязаны были изучать закон Божий, прекрасно говорить по-французски, знать историю, мифологию, владеть основами арифметики, географии и уметь неплохо рисовать. Им надлежало обучаться игре на фортепиано и скрипке, а также хорошо владеть шпагой.
2. По всем курсам преподаватели должны были составлять подробный план занятий, и даже письменно представить свой метод обучения.
3. Впервые в школе ввели классные журналы, где фиксировались текущие оценки учащихся по пятибалльной шкале, регистрировалась посещаемость студентов.
4. Ввели практические занятия. Теперь выход студентов старших курсов на сцену театра стало обязательным условием успешного обучения.
5. Все спорные вопросы разрешались на заседаниях коллегии, которые проводились ежемесячно.
Положения данного устава действовали и соблюдались вплоть до революционного 1917 года.
Конец XIX века ознаменовался выходом в свет "Программы занятий балетными танцами" известного балетмейстера и танцовщика В.Степанова. В этой работе Степанов впервые обобщил опыт преподавания балетного мастерства, систематизировал историю русского балета, досконально описал наиболее эффективные методы обучения танцевальному искусству, которые были известны на то время. Данная "Программа" стала первым документальным руководством для педагогов балетной школы не только в Москве, но и во всей России.
В 1898 году количество студентов хореографического отделения существенно возросло. С этого момента школа принимала до 100 талантливых студентов, пожелавших обучиться искусству танца. Впервые появились классы, где практиковали совместное обучение девушек и юношей.
В конце XIX века в московском театральном училище преподавали прославленные артисты столичных театров: М.П. Станиславская, И.Н. Хлюстин, В.И. Мосолова, В.Ф. Гельцер, А.А. Горский. Особых заслуг в воспитании будущих танцоров и мастеров балета достиг В.Д. Тихомиров, один из самых прославленных артистов русского балета, балетмейстер, удостоенный звания заслуженного артиста РСФСР (присвоено в 1934 году). С 1896 года В.Д. Тихомиров преподавал, а с 1917 года руководил балетным отделением при Московском хореографическом училище. На его приемах основана методика преподавания классического направления танца.
Среди его воспитанников прославленные артисты: К. Я. Голейзовский, А. И. Абрамова, Л. Л. Новиков, М. П. Кандаурова, Е. М. Ильющенко, Е. М. Адамович, А. Е. Волинин, В. В. Кригер, Л. А. Жуков, М. М. Мордкин.
Московская балетная школа в ХХ веке
Первые годы ХХ столетия стали не лучшими для хореографического училища. Но уже в 1920 году после непродолжительного перерыва в работе учебное заведение вновь приняло студентов. Во главе училища стояли В.Д.Тихомиров и знаменитый балетмейстер и знаменитый ученик великого Петипа А.А. Горский. Преподавательский состав пополнился замечательными педагогами и артистами: А. Петровским, И.Е. Сидоровым, В.А. Рябцевым, А.А. Джури, Л. Жуковым.
Первые выпускники советского периода работы училища до сих пор почитаются поклонниками хореографического искусства во всем мире. Это такие имена, как А.М. Мессерер, А.М. Руденко, М.М. Габович, Н. Подгорецкая, И.А. Моисеев, Н.И. Тарасов, В.В. Кудрявцева, Т.И. Устинова, Л.Д. Банк.
В 1931 году училище было причислено к средним специальным учебным заведениям и стало именоваться балетным техникумом. Изменения претерпело не только название учебного заведения, но и основные направления неизменной до сих пор образовательной программы. Основными предметами стали: ритмика, физическая культура, появились классы исторического и дуэтного танца, курс драматической выразительности. Введен новый предмет "Хореодрама", который вел И.А.Моисеев.
Среди прочих достижений этого времени:
- Начало тесного сотрудничества с преподавателями балетной школы Петербурга.
- Создание методического кабинета. Впервые преподаватели стали заниматься научной и аналитической деятельностью, обобщая огромный накопившийся опыт преподавания балетного искусства.
- Организация работы отделений по подготовке будущих педагогов и балетмейстеров.
1936 год – создание отделения национального танца.
Среди выпускников этого периода - прославленные артисты А.В. Чичинадзе, И.А. Тихомирова, Ю.Н. Кондратов, С.Н. Головкина, Л.К. Черкасова, О.В. Лепешинская, Е.Г. Фарманянц.
В годы ВОВ техникум эвакуируют в г. Плёс. Здесь педагоги продолжили свою работу в рамках установленной программы, не взирая на трудности военного времени. Уже в 1944 году, вернувшись из эвакуации, коллектив техникума дал на сцене Большого театра первый выпускной концерт, среди участников которого блистала М. Плисецкая.
В советский период техникум претерпел ряд преобразований: введено пятилетнее обучение, значительно обновился репертуар, с которым учащиеся выступали на театральных подмостках, предлагались новые формы обучения и оригинальные методики, открываются курсы подготовки квалифицированных преподавателей танца.
С 1964 года балетный техникум становится ведущим методическим центром по преподаванию танцевального искусства в стране.
Оценив огромную роль учебного заведения в культурной жизни страны, постановлением Совета Министров в 1987 году на его базе заработал Московский Государственный хореографический институт, сразу причисленный к заведениям высшего уровня. Первым руководителем этого ВУЗа стала С.Н.Головкина, известная не только как народная артистка СССР, но и как лауреат Государственной премии СССР и уважаемый профессор.
Уже в следующем 1988 году ВУЗ открыл кафедры хореографии под руководством Ю.Н.Григоровича - главного балетмейстера ГАБТа РФ, Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственный премий.
Сегодня кафедра предлагает обучение в нескольких направлениях:
• Хореографическое искусство. Выпускники этого отделения становятся артистами балета, педагогами-репетиторами.
• Режиссура хореографии. Отделение готовит балетмейстеров.
• Педагогика хореографии. Студенты получают квалификацию педагогов.
• Инструментальное исполнительство. Здесь обучаются будущие концертмейстеры и преподаватели игры на фортепиано.
МГАХ сегодня: престижный ВУЗ и высокое качество обучения
Среди известных преподавателей современности можно назвать народную артистку РФ М.К.Леонову, заслуженного артиста РФ П.А.Пестова, заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан Г.К.Кузнецову, заслуженных деятелей искусств РФ А.И.Бондаренко, Л.Т.Жданова, Е.К.Фарманянц, И.А.Воронину.
В 1995 году МГХИ вновь меняет свое название и статус и с тех пор именуется Московской Государственной академией хореографии.
Согласно новому уставу сегодняшние студенты проходят обучение по направлениям:
• классического танца;
• классического и дуэтного танца;
• народно-сценического, историко-бытового и современного танца;
• хореографии и балетоведения;
• концертмейстерского мастерства и музыкального образования;
• гуманитарного искусства, социально-экономических дисциплин и менеджмента исполнительского искусства;
• иностранных языков.
Сегодня на базе МГАХ функционирует аспирантура и центр дополнительного образования.
В 2002 году Ректором академии стала М.К.Леонова. По ее инициативе возобновлены семинары по повышению квалификации преподавателей хореографии, организована аспирантура.
Среди знаменитых артистов выпускниками академии являются В.Васильев, М.Плисецкая, Е.Максимова, Андрис и Илзе Лиепа, Т.Устинова, Н.Цискаридзе, А.Хазанова.
В настоящее время Московская Государственная академия хореографии готовит специалистов в области танца самого высокого класса. Все образовательные программы соответствуют Государственному образовательному стандарту. Особо одаренным студентам и лауреатам конкурсов доступны индивидуальные планы обучения.
Студенты МГАХ имеют возможность выступать на театральных площадках зарубежных стран, что значительно повышает репутацию учебного заведения.
На данный момент студенты МГАХ обучаются очно и заочно.
Прием проводится по результатам строжайшего конкурсного отбора. О престижности ВУЗа свидетельствуют фактические цифры: более 90 % выпускников трудоустроены по специальности. Самые талантливые студенты стали артистами Большого Театра.